Моложе только Наполеон: чего ждать от нового французского лидера
На полвека назад
Бывший министр экономики и основатель центристского движения «Вперед!» Эмманюэль Макрон в свои 39 лет станет самым молодым главой Франции со времен Наполеона Бонапарта. В прошедшем в воскресенье, 7 мая, втором туре президентских выборов Макрон набрал 66,1% голосов, тогда как его соперница — кандидат от партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен — лишь 33,9%. Инаугурация нового президента, который сменит на этом посту социалиста Франсуа Олланда, назначена на воскресенье, 14 мая.
В сравнении с результатами первого тура выборов Макрон нарастил свою электоральную базу почти в два с половиной раза, Ле Пен — менее чем в полтора. За кандидата-центриста проголосовали 20,7 млн французов (против 8,7 млн в первом туре 23 апреля), за представителя «Национального фронта» — 10,6 млн человек (против 7,7 млн в первом туре).
В то же время явка избирателей во втором туре упала до 74,6 с 77,8% в первом туре. Тем самым это голосование поставило сразу два антирекорда за последние полвека. Впервые с выборов 1969 года, когда после отставки Шарля де Голля президентом был избран Жорж Помпиду, явка во втором туре оказалась ниже, чем в первом. Процент вовлеченности электората 7 мая также оказался самым низким с тех же выборов 1969 года.
Относительно низкая явка во втором туре неожиданностью не стала. Еще до выборов аналитики отмечали: беспрецедентное отсутствие во втором туре представителей двух основных сил Пятой республики — правоцентристов-голлистов и левоцентристов-социалистов — может снизить активность электората. «Французы в растерянности от того, что весь политический ландшафт перекроился, — пояснил РБК перед выборами научный директор дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов. — Это новая ситуация, которая многих сбивает с толку. Это выбор между не слишком привлекательными альтернативами».
В итоге Ле Пен оказалась наименее привлекательной альтернативой. Комментируя поражение своей дочери, бывший лидер «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен назвал причиной ее радикальную позицию по выходу из ЕС и из зоны евро, непонятную большинству французов. С другой стороны, Марин Ле Пен вдвое улучшила самый сильный результат своего отца — на выборах 2002 года он набрал во втором туре 17,8% голосов.
Рекорд евро
8 мая после получения предварительных результатов о победе Макрона курс евро к доллару обновил максимум с ноября 2016 года — в ходе торгов пара евро/доллар достигала отметки 1,10 доллара за евро. Однако к концу дня курс евро снизился до 1,09 доллара за евро. Ожидания победы Макрона были главным мотором, за счет которого росли европейские акции и курс евро, теперь же этот мотор заглох — результаты выборов совпали с прогнозами и уже учтены в котировках, объяснил Reuters главный валютный стратег Mizuho Securities Масафуми Ямамото.
Французский индекс CAC40 с 23 апреля (даты первого тура) вырос более чем на 7%. 8 мая на торгах утром САС достигал отметки 5438,35 пункта. «Внимание [участников рынка] теперь переключается на парламентские выборы во Франции 11 июня», — приводит Reuters слова инвестиционного аналитика Rivkin Securities Джеймса Вудса.
Парламент для новичка
Ближайшим внутриполитическим вызовом для президента Макрона станут парламентские выборы, которые назначены на 11 и 18 июня. Эксперты отмечают, что прогнозировать их результат непросто из-за системы голосования: для победы в первом туре надо набрать в избирательном округе (всего их 577) не менее 50% голосов, иначе два наиболее популярных кандидата встречаются во втором туре.
За кандидатов от президентской партии «Вперед!», по последним подсчетам Ifop, готовы проголосовать в первом туре 22% французов. Вторую строчку делят «Национальный фронт» и правоцентристские «Республиканцы». Распределение мест в Национальной ассамблее пройдет по итогам второго тура. Бюро OpinionWay прогнозирует, что «Вперед!» получит от 47 до 53% мандатов, еще около трети мест займут «Республиканцы». Сейчас большинство в парламенте у социалистов.
«Лучший способ накопить на костюм — работать»: 10 фактов о Макроне
Иную картину рисует исследование французской социологической компании Kantar. По данным ее опросов, лишь 34% французов хотят, чтобы администрация Макрона опиралась на устойчивое большинство в парламенте, а почти половина опрошенных (49%) желают, чтобы Национальная ассамблея контролировалась оппозицией и парламент стал противовесом президенту. Такая ситуация, называемая «сожительство», была характерна для Франции в 1990-е годы.
Передышка для еврократов
Еще до парламентских выборов молодому президенту предстоит принять участие в нескольких крупных международных форумах. 25 мая Макрон поедет в Брюссель на встречу глав государств-членов НАТО, а через день отправится в Италию на саммит G7. В понедельник Белый дом сообщил, что во время саммита НАТО состоится первая встреча Макрона с президентом США Дональдом Трампом.
Поскольку парламентские выборы являются слишком важным событием для Макрона, ждать в ближайшее время каких-либо резких внешнеполитических шагов с его стороны не стоит, уверен директор франко-российского центра «Обсерво» Арно Дюбьен. «Франсуа Олланд оставил тяжелое наследие Макрону, и новому президенту придется разгребать этот завал, — сказал РБК Дюбьен. — Франция сейчас ослабла, и главная задача для Макрона — продолжить переформатировать политический ландшафт внутри страны».
Макрон настроен проевропейски — он выступает за единство ЕС, и вопрос безопасности в регионе для него играет далеко не последнюю роль, однако, чтобы успешно реализовать свои внешнеполитические задачи, он должен получить большинство в парламенте, отмечает Дюбьен. «ЕС получил отсрочку. Воспользуется ли он этим — увидим в ближайшие пару лет, — пояснил РБК директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. — ЕС укрепится в краткосрочной перспективе, а тандем Берлин — Париж продолжит работу при ведущей роли Германии».
За несколько дней до голосования Макрон выступил с неожиданным заявлением о том, что Евросоюзу необходимы модернизация и реформы, в противном случае реальной перспективой станет выход Франции из объединения (Frexit). По словам политика, он рассматривает свое грядущее президентство как мандат на перемены внутри ЕС. Однако, по мнению Федора Лукьянова, это заявление было не более чем популистским маневром для привлечения радикального электората Ле Пен.
Россия под подозрением
Парижу также предстоит заново выстраивать отношения с Москвой. Обе страны входят наряду с Германией и Украиной в «нормандскую четверку», которая отвечает за урегулирование конфликта в Донбассе. Из-за выборов активность в рамках «нормандского формата» на некоторое время была снижена. Теперь пришла пора вернуться к миротворческим усилиям, подчеркнул украинский президент Петр Порошенко, добавив, что Киев рассчитывает на «амбициозное сотрудничество» с новыми французскими властями.
В январе 2016 года Макрон во время своего визита в Россию в качестве министра экономики довольно благожелательно высказывался о России и перспективе российско-французских отношений. Тогда в интервью РБК он говорил о важности поддерживать торговые и экономические отношения и сотрудничать в сфере инноваций и технологий. «Однако с тех пор ситуация изменилась, — предупреждает Дюбьен. — Произошла политизация российской темы».
Отношения новой французской администрации с Москвой осложняют сразу несколько факторов. Это и поддержка Россией соперницы Макрона, Ле Пен, которую за месяц до выборов Владимир Путин принимал в Кремле, и кибератаки на предвыборный штаб Макрона, в которых соратники избранного президента и сетевые эксперты усматривают «российский след». По этим причинам Париж едва ли пойдет на смягчение санкций и радикальное улучшение отношений с Москвой — по крайней мере, едва ли Макрон сам проявит тут инициативу, предостерегает Дюбьен.
«Было очевидно, что Кремль делал ставку на других кандидатов, например Фийона и Ле Пен, которые стремились к значительному улучшению двусторонних отношений, — отметил эксперт Высшей коммерческой школы (HEC Paris) Флоран Пармантье. — Повестка Макрона немного отличается. Он выступает за диалог с Россией в рамках ЕС и при этом не собирается забывать о таких вопросах, как права человека и либеральные ценности».
В краткосрочной перспективе ожидать улучшения отношений между Парижем и Москвой вряд ли стоит, полагает Пармантье. Но стремление к нормализации отношений с Россией дает основания полагать, что санкции могут быть ослаблены при соблюдении минских соглашений и деэскалации конфликта в Донбассе. Кроме того, Франция видит Россию как одного из партнеров в разрешении сирийского вопроса, отметил эксперт.
В любом случае новый президент обязан будет учитывать национальные интересы, а это означает в том числе сохранение и развитие связей с Россией, уверен директор Института международных и стратегических отношений (IRIS), эксперт клуба «Валдай» Паскаль Бонифас. «В недавнем прошлом это удавалось сделать и Саркози, и Олланду. До того как прийти к власти, они проявляли сдержанность в отношении России, но, став во главе страны, они старались конструктивно работать с Кремлем», — пояснил он РБК.