Как Венгрия тормозит процесс вступления Украины в ЕС
Будапешт организовал общенациональный референдум по этому вопросу
9 апреля в Брюсселе состоится заседание Совета ассоциации Украина — ЕС, который осуществляет контроль за выполнением соглашения о сотрудничестве между республикой и блоком. Делегацию Украины возглавит премьер-министр Денис Шмыгаль, делегацию ЕС — глава европейской дипломатии Кая Каллас.
Польша на правах страны — председателя Евросовета в этом году стремилась ускорить интеграцию Украины в ЕС. В феврале Варшава разработала условия открытия первого переговорного кластера с Украиной, но Венгрия наложила вето на запуск этого этапа евроинтеграции.
Соглашение об ассоциации с ЕС, которое предполагает сотрудничество между Евросоюзом и не входящим в блок государством, вступило в силу в 2017 году. Ассоциированное государство может получить беспошлинный доступ к рынкам ЕС, если в соглашение включено положение о свободной торговле.
Статус страны-кандидата Украина получила в июне 2022-го. В ноябре 2023 года Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры с республикой о членстве в союзе. В декабре того же года лидерам ЕС удалось согласовать открытие переговоров с Украиной о вступлении, преодолев попытки Венгрии заблокировать этот процесс.
В начале июня 2024-го Еврокомиссия заявила, что Украина выполнила условия вступления, и ЕС начал формальные переговоры о ее членстве в блоке. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан раскритиковал этот процесс: он отметил, что ЕС не изучил последствия присоединения находящейся в состоянии боевых действий страны, но все же пообещал его не блокировать.
Почему Венгрия тормозит вступление Украины в ЕС
Вице-премьер по евроинтеграции и министр юстиции Украины Ольга Стефанишина говорила, что Киев планирует открыть первый кластер переговоров с Евросоюзом в апреле 2025 года. Еще два кластера Украина готовилась открыть в июне, а остальные три — во второй половине года, уже когда в Евросовете будет председательствовать Дания. В нынешнем январе еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Марта Кос подтвердила, что блок намерен ускорить процесс вступления Украины в ЕС и открыть два переговорных кластера к середине 2025-го.
Три этапа вступления стран в ЕС
- Получение статуса кандидата. Согласовывается всеми членами блока после того, как Еврокомиссия представит заключение о заявке страны на членство в ЕС.
- Официальные переговоры о членстве. Этап включает в себя скрининг законодательства страны-кандидата и его адаптацию к действующему законодательству ЕС, а также реализацию судебных, административных, экономических и других реформ, необходимых для удовлетворения требований союза (так называемых копенгагенских критериев). Весь процесс включает шесть переговорных кластеров, которые подразделяются на 35 глав.
- Когда переговоры и соответствующие реформы завершены и результат удовлетворяет обе стороны, страна-кандидат сможет присоединиться к ЕС; договор, закрепляющий членство нового государства в блоке, должен получить поддержку Евросовета, Еврокомиссии и Европарламента; документ подписывается страной-кандидатом и представителями всех стран — членов ЕС, а также ратифицируется отдельно каждым членом объединения в соответствии с установленными в Конституции правилами; ЕС имеет право приостановить или прекратить переговоры в одностороннем порядке.
Одной из целей своего начавшегося в январе председательства в Евросовете Польша назвала расширение ЕС на восток и юг, то есть содействие присоединению к союзу Украины, Молдавии, а также государств Западных Балкан. В феврале Варшава представила условия открытия первого переговорного кластера с Украиной «Основы» (Fundamentals) — подготовка «дорожных карт» реформы верховенства права и государственного управления. Однако Будапешт наложил вето на отправку соответствующих документов Украине. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто пояснил, что Будапешт исключает какой-либо прогресс в переговорах о вступлении Украины в ЕС, пока Киев не восстановит права венгерского меньшинства в Закарпатье. На прошедшем 20 марта саммите ЕС в Брюсселе Орбан наложил вето на заявление, в котором содержался призыв ускорить процесс евроинтеграции Украины. Владимир Зеленский, присутствовавший на заседании, назвал «антиевропейскими» такие действия, а венгерский премьер заявил, что не сможет поддержать присоединение Украины к ЕС, пока «венгры не выскажут свое мнение».
Закарпатье, которое входит в состав Украины, было частью Венгрии до 1920 года. В 1939 году венгерские войска заняли регион, который тогда входил в Чехословакию. В 1945 году по итогам войны в Москве было подписано соглашение о переходе Закарпатья в состав Украинской ССР. По данным венгерских властей, сейчас в Закарпатской области Украины проживают 150 тыс. венгров.
В 2012 году местная администрация присвоила венгерскому статус регионального языка, что позволило официально применять его в документообороте. Но в 2018 году закон о региональных языках утратил силу. В Будапеште считают, что Украина таким образом притесняет этнических венгров.
Речь идет о том, что в мае власти Венгрии намерены запустить общенациональный опрос о будущем Украины в ЕС (Voks 2025), который продлится до 20 июня. Венграм предстоит ответить, поддерживают ли они вступление Украины в ЕС. На этой неделе в республике началась информационная кампания — местные издания, включая Mandiner, выпустили серию материалов о негативных последствиях присоединения Украины к ЕС, среди которых названы риски для европейской безопасности, а также для агропромышленности (ранее отношения некоторых стран блока, включая Польшу, с Украиной обострились из-за того, что ЕС отменил квоты и пошлины на ввоз украинской сельхозпродукции).
В то же время министры иностранных дел Швеции, Финляндии, Дании, Латвии, Литвы и Эстонии обратились к Еврокомиссии с просьбой предоставить конкретные предложения, как продвинуть процесс вступления Украины в ЕС. «Венгрия не должна замедлить переговоры о членстве Украины в ЕС», — говорится в сообщении посольства Швеции в Киеве от 23 марта. По мнению министров, Украина продемонстрировала «замечательный прогресс в проведении реформ» и теперь пришло время для мобилизации усилий ЕС в этой области.
Действия Будапешта также возобновили дискуссию о лишении Венгрии права вето в ЕС — об этом в середине марта сообщила британская FT. Тем не менее, по информации Politico, эту идею европейские чиновники все же отклонили, опасаясь окончательного раскола внутри союза.
Как продвигается евроинтеграция Украины
В феврале президент Литвы Гитанас Науседа предложил в качестве даты вступления Украины в ЕС 1 января 2030 года, обосновав это тем, что «безопасность Европы зависит от безопасности Украины». Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сочла эту идею литовского лидера «очень благородной инициативой», поскольку «она свидетельствует о большой политической воле и удивительной поддержке». По словам фон дер Ляйен, Украина сможет вступить в блок и раньше этой даты — все зависит от темпа реформ. Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис в недавнем интервью «РБК Украина» вновь подтвердил, что 2030 год следует считать окончательным сроком вступления республики в ЕС.
1 апреля ЕС, Литва, Дания и Швеция запустили программу поддержки интеграции Украины Ukraine2EU объемом €16,7 млрд, которая предполагает помощь украинским институтам власти — офису вице-премьера, офису по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, секретариату Рады и Комитету по вопросам европейской интеграции, а также Министерству юстиции — в подготовке необходимых для вступления в блок реформ. Программа будет действовать с 2025 по 2027 год, вести ее будет Литовское центральное агентство по управлению программами.
Еще одним шагом на пути к интеграции можно считать недавнюю инициативу Еврокомиссии по углублению сотрудничества с Киевом в оборонном секторе. Представленный фон дер Ляйен в марте план по перевооружению блока ReArm Europe, в частности, предполагает прямую поддержку оборонной промышленности Украины посредством прямых закупок, а также привлечение Киева к совместным закупкам на тех же условиях, что и для стран — членов ЕС.
Вместе с тем не только власти Венгрии считают, что торопиться с принятием Украины в блок не стоит. Бывший глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер заявил в мартовском интервью Euronews, что Украине следовало бы предоставить ограниченное членство, которое позволит получить доступ к единому рынку, но не право голоса. «Европейский союз должен быть осторожен при приеме новых членов. Украина не готова к членству. Ее экономика еще не готова к полноценному участию в европейском рынке. Государственная структура еще не отвечает основным европейским ценностям. В стране все еще есть коррупция», — отметил Юнкер.
Директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин заявил РБК, что без согласия Венгрии процесс вступления Украины не может быть ускорен. «Будапешт не первый год говорит о нарушении прав венгров в Закарпатье и считает это нарушением принципов ЕС. Свою роль играют и личностные отношения — у Зеленского и Орбана они не сложились. Так что в этой ситуации Еврокомиссия будет стараться подготовить Киев к уступкам Будапешту по части законодательства о национальных меньшинствах. Украина, в свою очередь, будет просить надавить на венгров», — прогнозирует эксперт.
По его словам, очевидно, что к 2030 году Украина вряд ли сможет провести все необходимые реформы. «На сегодняшний день ее экономические стандарты не соответствуют европейским. Украина уступает по этому показателю тем же балканским странам, претендующим на членство в ЕС. Военные действия также наносят дополнительный ущерб», — отмечает Топорнин. В то же время в силу преференциального подхода ЕС к Украине, по его оценке, нельзя исключать, что европейские чиновники закроют глаза на некоторые недостатки и применят ускоренный режим вступления Украины в ЕС.
«Поскольку нынешняя администрация США фактически заблокировала возможность присоединения Украины к НАТО, ее вступление в ЕС — это альтернативный способ предоставить Киеву гарантии безопасности. Очевидно, что потенциальное нападение на страну — члена блока не может быть оставлено без какого-то ответа, и в Киеве это понимают», — поясняет Топорнин. И еще не известно, как на это отреагирует Москва. В любом случае, пока не прекратятся военные действия, о приеме Украины в состав ЕС речи идти не может, заключает эксперт.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил в феврале, что возможное вступление Украины в ЕС — это ее суверенное право, поскольку речь идет не о военном альянсе, а об экономических процессах. Однако, по его словам, Москва придерживается «совсем другой» позиции в вопросах, связанных с безопасностью, оборонными или военными альянсами.