Выстрелы в центре и возвращение бензина. Что происходит в Алма-Ате
В крупнейшем городе Казахстана власти вернули контроль над окраинамиПосле наступления темноты все последние дни казахстанские теле- и радиоэфиры прерываются для передачи экстренного сообщения: «В Алматы ведется антитеррористическая операция <...>, укройтесь в безопасном месте, не оставляйте без присмотра детей и пожилых людей».
Вечером 7 января на город опустился густой туман, его пустые улицы стали выглядеть еще более жуткими и заброшенными. Время от времени начиналась стрельба, слышались звуки автоматных очередей и одиночных выстрелов. На выезде из Алма-Аты установили блокпосты. Военные встречают прожектором в лицо, заставляют выйти из машины с поднятыми руками, проверяют документы. «Без лишних движений, мужики. Стреляем на поражение», — говорит один из них с автоматом на груди. За его спиной возвышается бронемашина с пулеметом на крыше. Несмотря на тревожную обстановку, военные за городом спокойны. Проверив российские паспорта, силовики на одном из блокпостов расспрашивают, когда мы последний раз ели и хватит ли бензина на обратную дорогу.
Наутро туман рассеялся, Алма-Ата преобразилась. На несколько минут заработал интернет, в магазинах и отелях начали принимать банковские карты, открылись продуктовые магазины, на улицы вернулись автомобили, в штатном режиме начали ездить полицейские машины, еще вчера носившиеся по городу с ревущими сиренами и торчащими из окон автоматами.
Большинство сгоревших авто из города убрали, но черные метки на асфальте и собранные у бордюров кучи почерневшей проволоки и пластика выдают места, где горели машины. Еще накануне в городе бензин был дефицитом, за ним приходилось выезжать в пригороды, стоять в очередях по несколько часов, потому что все заправочные станции в черте города были разграблены или закрыты. Сейчас ситуация изменилась — открылись точки в городе, очереди уменьшились.
Самым опасным местом остается район около площади Республики. Оттуда постоянно доносится стрельба. Но по кому уже третий день стреляют военные, непонятно. О каких-то очагах сопротивления в этом районе, напичканном силовиками, никто не слышал. Что они так усиленно охраняют, тоже непонятно. Все административные здания в этом районе разграблены или сожжены. Приближаться туда горожане боятся. Расстрелянные машины с трупами на подъездах к площади так никто и не убрал. Вокруг врезавшейся в дерево на проспекте Назарбаева «девятки» с окоченевшим телом на пассажирском сиденье возмущается группа мужчин. «Не по-человечески это», — говорит один из них. И добавляет, что его надо предать земле. Начавшаяся на площади стрельба заставляет их разойтись.
На окраине города обстановка выглядит более спокойной, там впервые появились военные патрули. Солдаты стоят на перекрестках, общаются с местными и в отличие от тех, что в центре города, разрешают подойти к себе ближе, чем на расстояние пулеметного выстрела. На шоссе, ведущем из Алма-Аты на запад, — конгломерат из торговых центров — стройматериалы, одежда, бытовая техника. Издалека видно гигантскую пустую парковку, съезды на нее перекрыты бетонными блоками. У баррикад дежурит группа молодых людей с белыми повязками на плечах. Это местные дружинники, охраняющие то, что недограбили. Такие дружины сейчас попадаются в окрестностях Алма-Аты, а появились они после того, как 4 января местные силовики сдали город мародерам.
Власти Казахстана уже назначили виновных в том, что силовики оказались беспомощными. 8 января стало известно, что взят под стражу по подозрению в государственной измене бывший глава Комитета госбезопасности Карим Масимов. Он дважды возглавлял правительство страны, а спецслужбу — с 2016 года.