Избранный президент США Дональд Трамп приказал всем послам — политическим назначенцам уйти в отставку. Посол США в России Джон Теффт такого предписания не получал, однако СМИ уже называют его возможных сменщиков
Резиденция посла США в России — Спасо-Хаус
(Фото: Валерий Мельников/РИА Новости)
На прошлой неделе газета The New York Times со ссылкой на американских дипломатов сообщила, что многим послам США в декабре пришло письмо с требованием уйти в отставку не позднее 20 января, даты инаугурации Дональда Трампа. Приказ касался так называемых политических назначенцев, а не карьерных дипломатов. В частности, такие письма получили послы в Великобритании, Германии и Бельгии.
Посол США в России Джон Теффт пока не получал указаний из Вашингтона покинуть Россию после инаугурации избранного президента Трампа, заявила 9 января «Интерфаксу» официальный представитель посольства США в России Мария Олсон. «Всем политическим назначенцам администрации (Барака) Обамы поступили указания написать заявления об отставке до 7 декабря, которые вступят в силу в полдень 20 января. Карьерным сотрудникам дипломатической службы подобных указаний не поступало. В целом верно и то, что все послы исполняют свои обязанности по воле президента», — сказала Олсон.
Теффт занимает должность посла в России с августа 2014 года, он сменил на этом посту Майкла Макфола. Теффт — карьерный дипломат, является сотрудником Госдепа более 40 лет. Макфол, напротив, был политическим назначенцем.
Учитывая информационный контекст вокруг России и пристальное внимание к потенциальным или реальным связям Трампа с Москвой, значимость фигуры американского посла в России будет сравнима с назначением кандидатов в администрацию, указывает эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков. Ситуация с назначением посла при Трампе существенно отличается от предыдущих, поскольку остается большим вопросом, насколько он окажется привержен словам о необходимости нормализации отношений с Россией, отмечает программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Сушенцов. Если Трамп окажется верен своим словам, отношения может ожидать этап подъема, говорит эксперт.
Давние знакомые Москвы
Издание Politico в декабре написало, что нынешнего посла США в Москве Джона Теффта может сменить Томас Грэм, советник экс-президента США Джорджа Буша-младшего по вопросам политики в отношении России и консультант экс-госсекретаря Генри Киссинджера. В консалтинговой фирме Kissinger Associates Грэм занимает должность управляющего директора. Еще одним рассматриваемым кандидатом является конгрессмен Дана Рорабахер, сообщило американское издание The Hill. «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники назвал также предпринимателя и бывшего посла США в Германии Ричарда Берта, а также бывшего советника избирательного штаба Трампа Картера Пейджа.
Томас Грэм работал в посольстве США в России в 1980-х и 1990-х, был директором по России в Совете национальной безопасности, помощником президента Джорджа Буша-младшего по политике в отношении России. В интервью «Голосу Америки» в начале этого года Грэм прагматично высказался о необходимости развития отношений с Москвой, в том числе признавая ее интересы в Украине. «Я думаю, очевидно то, что у России есть свои долгосрочные интересы в Украине — для этого есть исторические, культурные и личностные причины. Однако признание наличия этих интересов не означает признания за Россией сферы влияния», — заявил Грэм. По его словам, реальной целью диалога должно быть нахождение баланса между соблюдением минимальных интересов России и США. Он также заявил, что не видит сейчас причин для расширения НАТО, против чего последовательно выступает Москва. По мнению Грэма, возможна и частичная отмена санкций в отношении России, но в обмен на конкретные действия. «Я бы разобрал минские соглашения на части и предложил Москве их поэтапное выполнение в обмен на снятие определенных санкций. Такой подход: шаг за шагом — ослабление санкций в обмен на определенные действия Москвы — способен привести к разрешению кризиса», — заявил Грэм. Говоря о Крыме, возможный посол посоветовал Москве «креативно подойти к решению крымского вопроса». По его словам, речь может идти о выплате компенсаций украинской стороне или о проведении повторного референдума.
Выбор Трампа: кто станет госсекретарем и главой ЦРУ при новом президенте
Консультации Трампа с Генри Киссинджером и его командой, в том числе с Томасом Грэмом, — положительный сигнал, указывает Сушенцов. Если бы эти люди стали медиаторами процесса нормализации отношений, то в них бы возникла новая атмосфера, пусть кризис и не был бы сразу преодолен, говорит эксперт.
Республиканец
Дана Рорабахер — частый гость в России. В очередной раз он намерен приехать в Москву в феврале, чтобы вместе с другими членами палаты представителей провести встречи с российскими парламентариями. Об этом он сообщил
в интервью The Washington Post. В палате представителей Рорабахер возглавляет подкомитет по Европе, Евразии и новым угрозам. Конгрессмен, по его словам, знаком с президентом Владимиром Путиным еще со времен, когда последний работал в мэрии Санкт-Петербурга. Он также заявил, что в команде Трампа ему предлагали занять различные посты, в том числе в Госдепартаменте. Рорабахер критиковал введение санкций и выступал за их отмену. Комментируя хакерские атаки на серверы Демократический партии, в организации которых президент Барак Обама обвинил Россию, конгрессмен заявил, что звучащие обвинение «являются лишь попыткой демократов оправдать свое поражение на выборах». «В этих атаках нет ничего такого — кто бы их ни организовал: русские или кто-то еще, кто мог бы быть в этом заинтересован <...> Они открыли истинную информацию — не какие-нибудь бредни, — из-за которой кое-кто проиграл выборы», —
заявил он (цитата по RT). Такой же позиции придерживается президент Путин, неоднократно указывавший на то, что кто бы ни стоял за атаками, вскрыты были настоящие нарушения.
Еще один называемый СМИ кандидат —
Ричард Берт — был назначен послом США в Германии в 1985 году. Он, как и Грэм, входил в группу переговорщиков по договору о сокращении наступательных вооружений между США и СССР. По окончании дипломатической службы Берт занялся бизнесом. Как
сообщало издание Politico, в этом году лоббистская компания, с которой сотрудничает Берт, — McLarty Inbound — работала в интересах проектной компании New European Pipeline AG, которая
реализует проект по расширению газопровода «Северный поток». С августа 100% компании принадлежит «Газпрому». За два квартала 2016 года компания получила $356 тыс.
Картер Пейдж, который, по мнению СМИ, является четвертым претендентом на переезд в Россию, приезжал в Москву в 2016 году как минимум дважды: летом и в декабре. Компания Пейджа, Global Energy Capital, специализируется на работе с компаниями энергетического сектора, в том числе российскими. На сайте компании указано, что Пейдж провел три года в Москве, где отвечал за открытие офиса Merrill Lynch и был советником по ключевым операциям с «Газпромом», РАО «ЕЭС» и другими компаниями. На пресс-конференции в декабре в Москве Пейдж высоко оценил работу главы Сбербанка Германа Грефа и главы «Роснефти» Игоря Сечина.
В среде вашингтонского истеблишмента Рорабахер — фигура весьма полемичная, провести его кандидатуру через сенат будет крайне непросто. По сравнению с ним кандидатура Томаса Грэма выглядит более предпочтительно — он пользуется большим авторитетом среди дипломатов и специалистов-русологов и одобряется большинством представителей обеих партий, отмечает Сучков. Не исключено, что все обсуждаемые сегодня кандидаты могут оказаться в «обойме» Трампа — кто-то в качестве посла, кто-то в статусе советника по России в Совете национальной безопасности, кто-то на все более обсуждаемой в экспертно-политических кругах США позиции «специального посланника президента Трампа президенту Путину» — некий посредник, который будет транслировать позицию американского президента в Кремль напрямую, дабы избежать искажений позиции в политизированном информационном поле, допускает Сучков. По его словам, Грэм является большим сторонником учреждения позиции такого своеобразного «мессенджера».