Взаимное затягивание: что несет новый раунд минских переговоров
Согласование даты
В субботу президент Украины Петр Порошенко объявил, что новый раунд переговоров в Минске в трехстороннем формате (ОБСЕ, Россия, Украина c участием представители «народных республик») состоится 9 декабря. Эту же дату он назвал «днем тишины» в Донбассе, согласовав с силовыми ведомствами план мероприятий по выполнению сентябрьских мирных договоренностей.
Однако сейчас из заявлений сторон следует, что если переговоры и состоятся, то позже. На этом настаивают представители самопровозглашенных республик. «Девятое категорически не подходит. Накопилось множество вопросов, которые требуют согласования с руководством», – заявил в воскресенье представитель ДНР на переговорах Денис Пушилин.
В разговоре с РБК спикер Народного совета Луганской народной республики Алексей Карякин назвал возможной датой переговоров 11 декабря. «Новых данных о переговорах нет», – заявил РБК официальный представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Андрей Лысенко.
Порошенко, встретившийся накануне со спецпредставителем ОБСЕ Хайди Тальявини, теперь не настаивает на вторнике как на дате переговоров – к этому дню стороны лишь должны полностью прекратить огонь.
Прямых указаний отойти от линии разграничения украинские силовики пока не получали. Лысенко на брифинге в понедельник заявил, что «решений по маневрированию, отведению, по крайней мере, украинских войск с тех позиций, которые они занимают сегодня, нет». Соответствующих указаний можно ждать по результатам переговоров в Минске, не исключил он. В то же время Киев обязуется соблюдать перемирие 9 декабря, даже если переговоры в Минске не состоятся, цитирует РИА Новости министра обороны Степана Полторака.
«Народные республики» настаивают на том, что первым делом противник должен прекратить огонь, а затем уже должны начаться консультации. «Наша самоцель – остановить геноцид населения Донбасса», – заявил РБК Карякин.
Жизнь после Минска
Перемирие
5 сентября, в день переговоров трехсторонней контактной группы, было объявлено перемирие, о прекращении которого ни одна из сторон с тех пор не заявляла. Однако с сентября вооруженные действия продолжаются. Например, только 8 декабря позиции украинских сил были обстреляны 55 раз, один военный погиб, заявил в понедельник представитель украинского СНБО Андрей Лысенко. В конце прошлой недели представитель МИД Украины Евгений Перебийнис сообщил, что с начала действия перемирия погибли более 100 украинских силовиков, около 600 получили ранения. Продолжают гибнуть и мирные жители – на территории Донбасса, контролируемой украинскими властями, погибли 93 человека, сообщил замруководителя информационно-аналитического центра СНБО Владимир Полевой. Всего за время конфликта на Украине, по данным ООН, погибли 4317 человек.
Выборы в парламент
После подписания Минского соглашения в течение 11 дней команда Порошенко разрабатывала закон об особом статусе отдельных районов Донбасса. 15 сентября законопроект был внесен в Раду. Законопроект об особом статусе провозгласил, что границы таких районов будут проходить по границам ведения «антитеррористической операции», определенной в законе Украине «О борьбе с терроризмом». На этой территории Порошенко предложил 9 ноября, а не 26 октября, в день внеочередных выборов в украинский парламент, провести выборы местных советов и должностных лиц. Но в итоговом варианте, поддержанном парламентом, дата выборов была перенесена на месяц – они должны были пройти 7 декабря. В итоге 26 октября состоялись парламентские выборы на Украине, а на территориях ДНР и ЛНР выборы прошли 2 ноября. Киев итоги этих выборов не признал, так как они прошли не по украинскому законодательству и не в предложенный Киевом срок.
Повестка переговоров
В понедельник Пушилин уточнил, что в Донецке и Луганске ждут от Украины подтверждения повестки переговоров. «Украинская сторона пытается уйти от четких обязательств», – сказал он РБК.
В повестке, по словам Пушилина, должны быть прописаны четыре условия. Во-первых, установление режима тишины и отвод артиллерии и систем залпового огня до границ буферной зоны (не менее 15 км с обеих сторон в соответствии с меморандумом об исполнении Минского протокола), во-вторых, обмен пленными по согласованным спискам, в-третьих, постепенное снятие Украиной экономической блокады Донбасса, в-четвертых, введение в действие украинских законов об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей и об амнистии.
Если по первым двум пунктам Киев еще дает какие-то обещания, то по третьему и четвертому украинская сторона «не формулирует внятной позиции», констатирует Пушилин.
«Украинцы не чувствуют себя вынужденными идти на необязательные для них уступки», – объясняет позицию Киева партнер консалтингового агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов. В настоящее время для Порошенко «внутренний фронт важнее, чем внешний», рассуждает эксперт, поэтому с точки зрения президента отказ давать Донбассу какие-либо гарантии – правильный и логичный.
Россия маневрирует
Требование выполнения последних двух условий звучит и из Москвы. На незапланированных переговорах с президентом Франции Франсуа Олландом в субботу Владимир Путин четко сказал, что Россия поддерживает территориальную целостность Украины, хотя и на определенных условиях – прекращения блокады и фактической федерализации. Путин заметил, что восстановление связей с центром можно было бы начать с энергетики: «народные республики» могли бы поставлять уголь киевским властям, получая взамен электроэнергию.
На необходимости «принудить Киев снять экономическую блокаду» настаивает и руководство «народных республик» – с призывом к России не продавать уголь Украине, чтобы Киев был вынужден пойти на контакт с Донбассом, выступили в понедельник руководители Народных собраний ДНР и ЛНР Андрей Пургин и Алексей Карякин, передает пресс-центр «Новороссия».
Всеобъемлющая конституционная реформа также помогла бы урегулированию, напомнил в пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров. Надежду на то, что «будет создан какой-то автономный режим функционирования Донбасса» в составе Украины выразил в понедельник в эфире радиостанции BFM и советник российского президента Сергей Глазьев, добавив, что «российское руководство делает все возможное именно для реализации этого варианта, но именно Киев отказывается от этого варианта».
Порошенко в воскресенье вновь объявил, что пришло время для децентрализации власти, но сделал упор в своем выступлении на повышении независимости местных общин (громад), а не отдельных областей. В Верховную раду внесен законопроект об отмене особого статуса отдельных районов Донбасса, который мятежные районы так и не получили. Киев объявил, что «народные республики» сами скомпрометировали предлагавшийся им статус, проведя 2 ноября выборы глав исполнительной власти и парламентов в нарушение украинского законодательства. Теперь Порошенко настаивает, что эти «псевдовыборы» должны быть отменены.
Запад ждет от Москвы всемерной поддержки минского процесса. Олланд заявил журналистам на борту своего самолета после переговоров с Путиным, что «начиная с того момента, когда минские договоренности будут применяться, мы встанем на путь выхода из кризиса». Выполнение протокола является залогом передачи России закупленных ею у Франции вертолетоносцев «Мистраль», цитирует Le Figaro французского президента. В очередной раз выразила недовольство позицией Москвы по украинскому вопросу и канцлер Германии Ангела Меркель, в воскресенье давшая интервью Die Welt. «Киев, в свою очередь, не чувствует давления западников», и поэтому сам заинтересован в затягивании переговоров, рассуждает Сушенцов.
По информации источников немецкого журнала Der Spiegel в разведывательном сообществе стран НАТО, Москва больше не стремится к отделению Донбасса, а хочет его видеть на правах автономии в составе федеративной Украины. В разговоре с РБК Пушилин отказался комментировать эти сообщения. По мнению Сушенцова, Москва действительно стремится дистанцироваться от украинского кризиса, будучи неготовой, например, оказывать финансовую помощь мятежному региону, в котором коллапсирует экономика.
В последнее время прямые контакты Киева и Москвы активизировались. В начале декабря российские и украинские военные обсудили условия прекращения огня в рамках работы Центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон, созданном после подписания минских договоренностей. В понедельник руководитель украинской Госпогранслужбы Виктор Назаренко заявил, что его ведомство вместе с коллегами из России разрабатывает «дорожную карту» стабилизации на границе между двумя государствами. Как сообщил Интерфакс-Украина Назаренко, сторонами обсуждаются «вопросы возможной организации совместного контроля в нескольких пунктах пропуска, совместного патрулирования» и ряд других тем. Последняя встреча представителей двух ведомств состоялась 30 ноября на КПП «Гоптовка» в Харьковской области.