Суд взыскал почти $130 млн с экс-министра и Альфа-банка
Гагаринский суд Москвы по иску Генпрокуратуры взыскал с экс-министра по делам «открытого правительства» Михаила Абызова $22 млн, а также с Альфа-банка — $30,8 млн и 5,6 млрд руб. (около $76,9 млн по текущему курсу). Об этом сообщил РБК адвокат Абызова Юлий Тай, информацию подтвердили в Гагаринском суде.
Иск за подписью замгенпрокурора Анатолия Разинкина ведомство подало в начале августа, сообщал «Коммерсантъ». Его рассмотрение по существу заняло у суда несколько часов. Взыскание было обращено на средства, которые Абызов, занимавший в то время должность в правительстве, по версии Генпрокуратуры, незаконно получил от продажи компании СИБЭКО и инвестировал под проценты в блокчейн-платформу TON основателей Telegram Павла и Николая Дуровых. Когда проект не состоялся (комиссия по ценным бумагам и биржам США через суд запретила выпуск криптовалюты), средства подлежали возврату в Россию.
По версии властей, Абызов, чтобы «сокрыть деньги от взыскания», по договоренности с Telegram и Альфа-банком перечислил их на счета «транзитных иностранных компаний», а затем они перешли в собственность банка. Тем самым Абызов погасил перед банком часть многомиллиардного долга по кредитам, взятым обанкротившейся группой Абызова Е4, считают в Генпрокуратуре.
Средства были размещены на счетах около десятка зарубежных юридических и физических лиц. Абызов и его адвокат настаивали, что они не имеют к экс-министру никакого отношения, тогда как представлявший Генпрокуратуру генерал Сергей Бочкарев утверждал, что это были конфиденты Абызова, рассказал РБК Юлий Тай. «Их никто об этом иске не уведомил. Они узнали о нем только потому, что у них арестовали на счетах $22 млн в качестве обеспечительной меры. В иске это сформулировано так: арестовать средства Михаила Абызова на счетах гражданина Швейцарии. С правовой точки зрения это нонсенс», — говорит адвокат.
Держатели этих счетов не были привлечены к процессу, добавил Тай: двое их представителей ходатайствовали о том, чтобы их привлекли в качестве третьих лиц, но «суд в течение 15 секунд рассмотрел это ходатайство и отказал». По словам адвоката, скорее всего, они тем не менее не лишатся своих денег: «За границей такое решение не будет привлечено к исполнению, потому что изъятие средств со счетов лица по суду без привлечения его к процессу в какой бы то ни было форме — это грубейшее нарушение с точки зрения правовых норм любой страны».
В Альфа-банке сказали РБК, что не понимают, «в чем состоит суть претензий к Альфа-банку», и будут обжаловать решение. «Альфа-банк полагает, что исковые требования заявлены к банку необоснованно. Ранее прокуратура указывала на «признаки антисоциальной сделки». Однако действия банка, напротив, носили сугубо социальный характер. В первую очередь мы защищали интересы наших вкладчиков, среди которых миллионы простых российских граждан. Все действия банка были направлены на обеспечение принципа возвратности выдаваемых кредитов и неукоснительного исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками», — заявили в пресс-службе.
Ранее, в 2020 году, суд по иску Генпрокуратуры изъял в пользу государства 32,54 млрд руб. со счетов Абызова. По версии ведомства, экс-министр с 2012 года скрывал от государства владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи членом правительства, незаконно управлял Сибирской энергетической компанией (СИБЭКО) — основным поставщиком электроэнергии в Сибири. В итоге Абызов продал ее своему знакомому Андрею Мельниченко, нарушив запрет на предпринимательскую деятельность для чиновников, а затем приобрел на вырученные деньги ценные бумаги, что было попыткой вывода и отмывания средств, полагала Генпрокуратура.
Представители Абызова утверждали, что он не нарушал закона и не скрывал свое владение зарубежными активами, регулярно декларируя их надлежащим образом. Абызов пришел в правительство одним из богатейших людей России и передал свои активы в доверительное управление; все решения по их судьбе впоследствии принимал менеджмент без участия Абызова, утверждал адвокат экс-чиновника.
Абызов с 2019 года находится под стражей в столичном СИЗО «Лефортово». Его обвиняют в создании организованного преступного сообщества (ст. 210 УК), особо крупном мошенничестве (ст. 159 УК), незаконном участии в предпринимательстве (ст. 289 УК) и отмывании преступных доходов (ст. 174.1 УК), наряду с ним за решеткой находятся несколько топ-менеджеров из его бизнес-структур.