Ответ НАТО: как альянс собирается адаптироваться к российским угрозам
Саммит НАТО в Варшаве, который пройдет 8–9 июля, западные СМИ заранее назвали «важнейшей встречей глав альянса за целое поколение». Встреча станет «переломной» в истории альянса, важнейшей за последние 20 лет, заявил CNN накануне саммита постоянный представитель США в НАТО Дуглас Льют.
Альянсу пришлось пересмотреть свою военную политику, чтобы адаптироваться к существенно возросшему масштабу угроз, заявил секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции накануне саммита. «Мы живем в более опасном мире, где есть террористическая угроза, кризис, особенно к востоку от территорий стран альянса — в Ираке, Сирии, Северной Африке. Кроме того, надо иметь в виду Россию, политика которой стала более наступательной: с 2000 года страна утроила свои расходы на оборону. НАТО должна отвечать. Когда мир меняется, мы тоже должны меняться», — заявил он.
Отношения между Россией и НАТО станут одним из ключевых вопросов повестки саммита. По его итогам главы государств должны формально принять решение о размещении дополнительных батальонов НАТО в странах Балтии и в Польше. Другой важный вопрос, который не был официально включен в повестку саммита, но, скорее всего, будет обсуждаться, — это решение Великобритании покинуть ЕС.
НАТО против России
Североатлантический блок рассматривает Россию как одну из главных угроз международной безопасности и считает «российскую агрессию» одной из самых «непредсказуемых опасностей», поскольку в нарушение международных договоренностей и обязательств Россия, по мнению участников НАТО, «готова применить силу для изменения границ». В ответ на ее «агрессивную политику» альянс решил усилить военное присутствие в Восточной Европе, в районе российских границ. Связанные с этим конкретные меры были рассмотрены и утверждены на встречах Совета НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны в мае и июне (закрепление их в Варшаве — формальная процедура). Параллельно НАТО и Россия проводили в проблемном районе широкомасштабные учения, в том числе внезапные, а Россия увеличила свое присутствие на западном оперативном направлении.
В Литву, Латвию, Эстонию и Польшу будет направлено по одному многонациональному батальону повышенной готовности. Каждый батальон будет насчитывать 800–1000 человек — в общей сложности до 3,2–4 тыс. человек. Батальоны будут размещены на временной основе, по принципу ротации (раз в шесть-девять месяцев). Высокопоставленный чиновник альянса на встрече министров обороны стран — участниц НАТО в феврале говорил, что батальоны могут быть переброшены уже в начале 2017 года.
Москва неоднократно высказывала возмущение по поводу этой меры. С 1997 года между Россией и НАТО действует соглашение — основополагающий акт, — согласно которому альянсу запрещено увеличивать постоянное присутствие своих войск вблизи российских границ. В Москве считают, что решение о развертывании дополнительных батальонов идет вразрез с этим актом, поскольку предложенная НАТО система ротации фактически обеспечивает их постоянное присутствие.
НАТО утверждает, что действия альянса в Восточной Европе носят исключительно оборонительный характер, это своего рода «растяжка» в случае нападения со стороны России, и не направлены против России. В четверг Ангела Меркель на заседании парламента также отметила, что расширение ресурсов альянса, а также развертывание американских систем ПРО в Восточной Европе «не направлено против России» и «не влияет на стратегический баланс сил России и НАТО», сообщило агентство Reuters.
Кроме того, страны — участницы альянса в прошлом году впервые за почти десять лет увеличили свои военные бюджеты и не собираются на этом останавливаться. Рост в 2015 году в целом по альянсу составил 0,6%, а в 2016 году расходы вырастут еще на 1,5%, на €3 млрд. Деньги пойдут на борьбу с «растущими угрозами», в том числе со стороны России. Они будут также выделены на борьбу с боевиками «Исламского государства» [террористическая организация, запрещена в России], хакерами и кибертеррористами, миграционный вопрос, незаконную торговлю оружием и так далее. По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, «это самое значительное наращивание коллективной обороны с момента окончания холодной войны».
Каждый о своем
О возобновлении практического сотрудничества между Россией и НАТО, которое было полностью прекращено после начала событий в Крыму и на Украине в 2014 году, в ближайшее время речи не идет. Альянс готов рассматривать этот вопрос лишь в случае, если Россия «вернется к соблюдению международных обязательств и договоров», что фактически означает возврат Крыма и прекращение боевых действий на Украине.
Столтенберг и его коллеги неоднократно подчеркивали, что не ищут конфронтации с Россией. Как отмечает Reuters, Россия считает, что именно НАТО, а не Москва усугубляет риски эскалации конфликта в Европе, и выражает опасения по поводу крупнейшей модернизации ресурсов альянса со времен холодной войны и размещения американских систем ПРО в Восточной Европе.
Ранее заместитель главы российского МИДа Алексей Мешков выражал опасения, что дальнейший отказ НАТО от сотрудничества с Россией в борьбе с терроризмом негативно скажется на безопасности всех стран Евро-Атлантического региона.
В апреле на первом за год заседании Россия — НАТО стороны заявили о возможности ведения политического диалога, но признали, что вернуться на прежний уровень отношений не получится и позитивной повестки пока нет. На июньской встрече Совета ЕС на уровне министров обороны Столтенберг говорил о желании НАТО провести перед варшавским саммитом еще одно заседание Россия — НАТО, но сторонам не удалось согласовать сроки и повестку, и оно и не состоялась. Генсек НАТО допускает, что встреча все-таки состоится после саммита. Почему заседание может пройти позже, чем рассчитывал альянс, Столтенберг объяснять отказался.
Позиции отдельных участников стран НАТО в отношении России различаются. Лидеры стран Балтии и Польши рассматривают Россию как прямую угрозу своей безопасности, а министр иностранных дел Германии недавно обвинил альянс в «бряцаньи оружием» перед Россией — так он назвал широкомасштабные учения альянса близ российских границ. Канцлер ФРГ Ангела Меркель 7 июля заявила о желании наладить конструктивные отношения между Россией и НАТО. «Это означает сдерживание и диалог, четкое обязательство проявить солидарность к нашим партнерам, протянув им руку», — цитирует ее Reuters.
Brexit не страшен
Саммит в Варшаве станет первой встречей НАТО с момента проведения референдума о выходе Великобритании из ЕС. Но если для ЕС, как ожидается, Brexit принесет негативные последствия, для НАТО выход Великобритании из европейского блока содержит новые возможности. Как предположил в беседе с Associated Press глава исследовательского центра German Marshal Fund в Варшаве Михал Барановский, Лондон может удвоить сотрудничество с НАТО, и выход Великобритании из ЕС в итоге окажется для альянса крайне позитивным. С ним согласен эксперт Chatham House Кир Жиль. По его словам, самая большая угроза, которую представляет Brexit для НАТО, — это то, что на предстоящем саммите он может заслонить собой обсуждение политики в отношении России.