Суд арестовал 35-го фигуранта «болотного дела»
Басманный суд Москвы решил арестовать до 7 июня жителя Астрахани Максима Панфилова, который стал новым обвиняемым по делу о беспорядках на Болотной площади в мае 2012 года.
В зал суда Панфилова под вспышки фотоаппаратов завел усиленный наряд конвоя. Невысокий, в черном свитере, заправленном в джинсы без ремня, и кроссовках без шнурков, он выглядел растерянным. Сев на скамью для подсудимых, Панфилов пытался остановить дрожь в руках.
Его адвокаты Сергей Панченко и Марина Куракина просили разрешить их клиенту покинуть клетку для подсудимых и сесть рядом с ними. «Мой доверитель страдает редким заболеваниям — синдромом Туретта (расстройство нервной системы, сопровождающееся моторными тиками)», — говорил Панченко. Он просил провести слушание в закрытом режиме и допросить в качестве свидетеля его мать Марину Данилкину, которая ждала в коридоре суда.
Судья Валентина Левашова согласилась только на допрос.
Пьет и не работает
Согласно материалам дела, 30-летний Панфилов, повар по образованию, в последнее время жил в Астрахани и нигде не работал. По версии следствия, четыре года назад, 6 мая 2012 года, он присутствовал на Болотной площади, где проходил митинг оппозиции «Марш Миллионов», и принял участие в начавшихся массовых беспорядках.
В частности, он сорвал шлем с бойца ОМОНа Филиппова, чем причинил последнему боль — применил насилие к представителю власти, рассказывал следователь. Сейчас Панфилову предъявлено обвинение по ст.212 и 318 Уголовного кодекса (участие в массовых беспорядках и применение насилия к представителю власти). Следователь продемонстрировал суду экспертизу видеозаписей с камер наблюдения на Болотной площади, которая установила причастность Панфилова и запечатлела его незаконные действия.
«Избрание более мягкой меры пресечения невозможно, — уверял судью следователь. — Панфилов ведет аморальный образ жизни: злоупотребляет спиртным, нигде не работает».
Многократно, не менее 29-ти раз, привлекался к административной ответственности, говорил следователь, в том числе 17 раз за распитие алкоголя в общественных местах и за мелкое хулиганство. Сейчас Панфилов обвиняется в тяжком преступлении, совершенном против общественной безопасности, мотивировал он ходатайства об аресте.
Незастегнутый шлем
«Я не согласен со всем, что сказал следователь», — заявил Панфилов и попросил проконсультироваться со своими адвокатами. После десяти минутного перерыва обвиняемый заявил, что не будет выступать в суде, а его позицию выскажут защитники.
«Он утверждает, что шлем, который снял с сотрудника ОМОНа, был не застегнут, административные взыскания уже все погашены, а работать ему не позволяет состояние здоровья», — заявил Панченко.
«Можно одну ремарку, — поднялся сам Панфилов. — Я не отрицаю, что был на Болотной площади, но я не был зачинщиком и не применял насилие». Обвиняемый не отрицал, что действительно стянул шлем со стража порядка.
Адвокаты Панченко и Куракина просили применить альтернативные меры пресечения, например домашний арест, и указывали, что в столице есть жилье, где их доверитель может находиться под арестом.
Очень добрый больной
В зал вызвали мать обвиняемого. За трибуну встала низенькая, очень хорошо одетая женщина. Она рассказала, что Максим находится на иждивении своих родителей, но фактически живет в Астрахани с бабушкой. Сама же Данилкина уже давно живет в подмосковном Красногорске и с сыном видится два раза в год.
Проблемы со здоровьем у ее сына начались в средней школе, рассказывала свидетель.
«В четвертом классе ему стало сложно сосредоточиться, он начинал дергать руками», — рассказывала Данилкина. Она водила его по врачам, клала в неврологическую больницу, но состояние здоровья только ухудшалось — к девятому классу его перевели на свободное посещение школы.
«К 11 классу у него были уже явные конвульсивные движения, тики, он выкрикивал бранные слова в моменты душевного волнения», — рассказывала Данилкина. Она просила избрать для ее сына домашний арест и говорила, что есть жилое помещение, собственник которого согласен, чтобы туда поместили обвиняемого. Но никаких документов, подтверждающих это, она и адвокаты собрать не успели.
«Когда ваш сын начал злоупотреблять со спиртным?» — спросил следователь.
«Четыре года, — ответила свидетель, но затем поправила себя. — Но он не злоупотребляет, а употреблять только стал. Участковый на нем план делает».
«Как вы можете его охарактеризовать?» — спросил следователь.
«Как охарактеризовать? — задумалась мать. — Ну, он очень добрый, верит людям, что они все хорошие, ни к чьим советам не прислушивается, пока сам не убедится, что ему сделают плохо».
Последний фигурант
Панфилов стал 35-м фигурантом Болотного дела. За четыре года расследования к уголовной ответственности были привлечены несколько десятков человек. Часть из них была амнистирована в декабре 2013 года в честь 20-летия Конституции. Остальные были приговорены к различным срокам от условного наказания до 4,5 лет лишения свободы.
В организации этих массовых беспорядков летом 2014 года были признаны виновными координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов и его соратник Леонид Развозжаев.
В декабре 2015 года к 2,5 годам колонии был приговорен Иван Непомнящих. Тогда же был задержан 34-й фигурант дела Дмитрий Бученков.