Знакомство с Путиным: чем закончился визит Ципраса в Москву
Греция не просила финансовой помощи у России
В ходе пресс-конференции по итогам переговоров в Кремле Путин подчеркнул, что Греция не обращалась к России с просьбами о помощи. «Но если мы будем реализовывать проекты, которые будут приносить доход Греции, эти доходы могут идти на погашение греческих кредитов», — объяснил свою позицию Путин.
Отвечая на вопрос о возможном участии в покупке греческих предприятий, российский президент подчеркнул, что если Афины начнут приватизацию, то «российские компании готовы принять участие в тендерах». «Интерес есть в сфере инфраструктурных объектов — порты, аэропорты, трубопроводы. Готовы работать и в области промышленности», — заявил Путин, не уточнив, кто именно заинтересован в греческих активах.
Касательно ограничений на ввоз греческой сельхозпродукции Путин предложил следующий вариант: «Мы говорили о расширении сотрудничества за счет создания совместных предприятий. В этом случае мы не нанесем ущерба нашим сельхозпроизводителям, потому что они будут вовлечены в этот процесс».
Одной из основных тем переговоров, по словам Путина, было развитие газопровода «Турецкий поток». По его мнению, преимущества участия Греции очевидны, поскольку это поднимает геополитический статус Греции, а к тому же Афины будут получать приличные деньги за транзит. Ципрас поспорил только с названием: «Это будет не турецкий, а греческий трубопровод, чтобы это было ясно». Такие проекты, по его словам, дают возможность для стабилизации положения в регионе.
О возможной скидке на газ для Греции оба лидера не упомянули.
«Троянский конь внутри ЕС»
Визит Ципраса проходил под пристальным наблюдением европейских политиков и СМИ, которые выражали озабоченность и писали о том, что Ципрас может попросить финансовую помощь у России в ответ на отказ поддержать санкции ЕС в отношении Москвы.
Ципрас подтвердил свою позицию по антироссийским санкциям, назвав их недальновидным шагом, который приводит к новой холодной войне. Греческий премьер призвал остановить их порочный круг. Ответные российские санкции Ципрас назвал «раной» для экономики Греции. Путин в свою очередь назвал решение Афин присоединиться к санкциям вынужденным, как и ответные российские меры.
Ципрас пообещал, что Греция станет мостом между Россией и ЕС, при этом пообещав, что его правительство будет уважать все ранее взятые на себя обязательства, а вытолкнув Грецию или другие страны из лодки ЕС, союз рискует налететь на скалы.
Критику Греции со стороны ЕС Путин осудил: «Греция — это суверенная страна со своим правом вести многостороннюю внешнюю политику и использовать свою геополитическую роль». Он указал, что помощь Греции была бы выгодна не только Афинам, но и всей Европе. Путин опроверг предположения одного из журналистов, что Россия использует Грецию в качестве троянского коня. «Мы никого ни на что не уговариваем и никого ни к чему не склоняем. Мы просто открыты для совместной позитивной работы, направленной на достижение позитивных результатов в интересах наших людей и наших экономик», — сказал российский президент.
Знакомство со взаимным интересом
Это были первые переговоры Ципраса и Путина. Ципрас занял премьерский пост в начале этого года, до этого он дважды бывал в Москве (в 2013 год и 2014 год) в качестве лидера партийного блока СИРИЗА, и его собеседниками были российские парламентарии.
Перед началом переговоров описывались различные возможные сценарии их проведения. Так, издание «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в российском правительстве сообщало, что Москва не исключала кредитной помощи Греции и предоставление скидки на газ в случае получения Россией определенных активов. В газете упоминалась заинтересованность крупных компаний в газовой компании DEPA, железнодорожном операторе TrainOSE, а также морских портах Афин и Салоников.
Что касается поставок сельскохозяйственной продукции, то обсуждалась, например, возможность так называемых «давальческих поставок». Речь идет о том, что иностранный контрагент передает в Россию сырье, оно перерабатывается внутри страны, а затем готовая продукция возвращается зарубежному партнеру и реализуется им.
В свою очередь европейские чиновники скептически относились к перспективам переговоров. Источники агентства Bloomberg в окружении канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда и вовсе заявили, что в Берлине и Париже к встрече Ципраса с Путиным относятся как к «политическому театру». Объяснили они это непростой экономической ситуацией в России и неготовностью Греции делать выбор в пользу Москвы.
«Этот визит можно назвать знакомством, у стран есть очевидный взаимный интерес: у Греции экономические проблемы, российское руководство заинтересовано в каждом голосе за отмену санкций, важна эта встреча и в контексте Турецкого потока — всем заинтересованным в проекте необходимо знать, как будет участвовать в проекте Греция», — говорит Сергей Уткин, заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН. «Оказать сопоставимую с ЕС финансовую помощь Афинам Москва не может из-за собственных макроэкономических проблем, поэтому разговор и шел о совместных предприятиях и кредитных линиях», — объясняет Уткин.