Ополченцы сдают оружие: как устраняют самостоятельных полевых командиров
Силовая вертикаль
«Все незаконные формирования должны быть разоружены — такая наша официальная позиция», — говорит РБК депутат Народного совета самопровозглашенной Донецкой народной республики, бывший руководитель международной информационной службы политотдела Минобороны ДНР Владислав Бриг. Впервые о необходимости разоружения нерегулярных формирований в самопровозглашенной Донецкой народной республике ее глава Александр Захарченко заявил еще в феврале.
Согласно последнему указу «О разоружении вооруженных формирований, не входящих в состав силовых структур ДНР», который Захарченко подписал 28 марта 2015 года, процесс должен был завершиться еще 4 апреля. Однако сам Бриг говорит, что на сегодняшний день процесс завершен «только на 90%». Положение «О территориальной обороне Луганской народной республики», подписанное ее руководителем Игорем Плотницким, также объявляет с 5 апреля 2015 года незаконными все вооруженные формирования, не вошедшие в состав регулярных частей ЛНР и не сдавшие добровольно оружие.
В воскресенье замминистра обороны ДНР Эдуард Басурин заявил, что процесс добровольной сдачи вооружений в ДНР окончен, и теперь оружие будут изымать в принудительном порядке. «С сегодняшнего дня начат принудительный процесс сдачи оружия, который не имеет сроков», — сказал Басурин Интерфаксу. Он отметил, что большая часть вооруженных формирований уже сдала оружие. Премьер-министр ЛНР Геннадий Цыпкалов также подтвердил агентству, что в республике начали принуждать не подконтрольных центру повстанцев к сдаче оружия. «Мы посмотрим четко по структуре наших силовых подразделений, ведомств и правоохранительных органов, кто вошел в эту структуру, а кто не вошел, и из этого будем исходить, применяя те или иные меры для разоружения оставшихся групп», — рассказал Цыпкалов.
Неурегулированным остался вопрос с отдельными казачьими отрядами и откровенно криминальными бандами, уточняет российский военный аналитик Борис Рожин, поддерживающий тесные контакты с повстанцами Донбасса. При этом большая часть вооруженных формирований подчинилась центральному командованию, признает эксперт. «Еще зимой во время Дебальцевского котла были достигнуты слаженность и координация между подразделениями ЛНР и ДНР. После Минских соглашений [в феврале] был жестко поставлен вопрос о формированиях, которые зимой не воевали, а занимались, по сути, криминалом на подконтрольной им территории», — объясняет Рожин.
В своем блоге Рожин объяснил мероприятия по разоружению независимых группировок «вежливым указанием», поступившим в Донецк и Луганск, и связал вертикальное подчинение ополченцев единому командованию с «ожидающимися интенсивными боевыми действиями».
«Не секрет, что некоторое время назад было решено объединить вооруженные силы Новороссии в два армейских корпуса, подчиненных единому командованию», — рассказал РБК военный эксперт Виктор Мураховский. По его словам, первый корпус сформирован из ополченцев ДНР, второй — ЛНР. В составе корпусов сформированы девять бригад: с нечетными номерами — ДНР, с четными — ЛНР. Кроме того, по словам Мураховского, за последние месяцы были централизованы артиллерийские бригады, структуры тылового и медицинского обеспечения. В тылу созданы военные комендатуры, подразделения территориальной обороны с функциями внутренних войск и правоохранительные структуры для борьбы с криминалом, рассказал Мураховский.
После централизации вооруженных сил ДНР и ЛНР боеспособность армии Новороссии вырастет, а порядка внутри самих республик станет больше, уверен он.
Процесс разоружения и переподчинения самостоятельных вооруженных формирований свидетельствует о стабилизации в регионе, считает заместитель председателя института стран СНГ Владимир Жарихин. «Когда идет война, властям достаточно трудно решать даже насущные задачи. Ничего удивительного, что [после перемирия] началось выстраивание вертикали власти», — объясняет Жарихин. По мнению эксперта, похожий процесс можно наблюдать и на Украине, где президент Петр Порошенко взял курс на переподчинение армии и Национальной гвардии добровольческих батальонов.
Кого зачистили
По словам Рожина, за подчинение единому командованию полевым командирам гарантируют регулярную гуманитарную помощь и «продукцию военторга» (так в Донбассе принято называть военную помощь, которую, как утверждает Киев и западные столицы, оказывает повстанцам Москва, Минобороны России предоставление такой помощи неоднократно опровергало). «Все остальное зачищается. Кто был не согласен, был вынужден сложить оружие или уехать в Россию», — говорит Мураховский, вспоминая нашумевшую ликвидацию 1 января командира группы быстрого реагирования «Бэтмен» Александра Беднова, бойцов которого прокуратура ЛНР обвинила в похищениях и пытках людей. Гражданская война притягивает разного рода авантюристов, считает эксперт.
Среди крупных самостоятельных вооруженных формирований на Донбасс последними к правительственным силам непризнанных республик присоединились бригада «Призрак» Александра Мозгового и казаки атамана Павла Дремова. На основе бригады «Призрак» создан 4-й батальон территориальной обороны ЛНР, объявил 2 апреля начальник следственного отдела Генпрокуратуры ЛНР Леонид Ткаченко. Перед этим в марте Мозговой, как и ряд других известных полевых командиров, пережил покушение. Сам он его объяснил активностью провокационных сил, желающих внести раздор в ряды ополченцев. «Не все довольны, но простым бойцам на руку регулярная армия, а не махновщина», — признался в беседе с РБК один из бойцов Мозгового.
Публично обвинявший Плотницкого в воровстве и угрожавший ему «флешкой с компроматом», атаман Дремов на прошлой неделе встретился с главой ЛНР и объявил о полном взаимопонимании.
Атаман «Казачьей национальной гвардии» Николай Козицын, который еще полгода назад контролировал значительную часть Луганской области, предпочел еще в ноябре прошлого года уехать в Россию, как это сделали до этого стоявшие у истоков вооруженного сопротивления Киеву в Донбассе Игорь Гиркин (Стрелков) и Игорь Безлер. В своих выступлениях Козицын даже угрожал луганской власти «новой революцией», но за последний месяц в ЛНР успешно расправились с неподконтрольными казачьими отрядами в Красном Луче и поселке Петровское. О бескровной сдаче подразделения ЛНР в начале марта договорились с казачьим комендантом Антрацита.