Фонд Навального попросил отстранить казаков от охраны московских судов
Казаки для чрезвычайной ситуации
Юристы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального обратились в прокуратуру Москвы с требованием проверить законность заключения контракта на охрану столичных судов казаками. Заявление от 28 января, подписанное юристом фонда Валерием Золотухиным, опубликовала в своем Facebook юрист ФБК Любовь Соболь.
Соболь и Золотухин указывают, что контракт с охранной организацией «Казачья стража» был заключен по заказу управления судебного департамента по Москве в ноябре 2015 года без проведения конкурса, по процедуре закупки у единственного поставщика.
В карточке контракта указано, что основанием для заказа у единственного поставщика была закупка товаров и услуг «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы» (пункт 9 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
«Из буквального толкования закона следует, что заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на выполнение работ в том количестве и объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций», — указывает Золотухин. При этом в карточке контракта отсутствует информация о произошедшей аварии, иных чрезвычайных ситуациях, указывает заявитель.
В своем обращении он требует провести проверку и возбудить дело об административном правонарушении, совершенном должностными лицами судебного департамента — «несоблюдение требований закона при заключении госконтрактов» (часть 2 статьи 29.7 КоАП). За это нарушение предусмотрен штраф 50 тыс. руб.
Получить оперативно комментарии по обращению ФБК в судебном департаменте РБК не удалось. В прокуратуре Москвы также оперативно не отреагировали на запрос РБК о том, получили ли в надзорном ведомстве заявление фонда.
Охрана без контракта
ЧОО «Казачья стража» начало охранять московские суды в конце 2015 года, после сокращения штата сотрудников вневедомственной охраны МВД. В ноябре судебный департамент при Верховном суде подтвердил РБК, что казаки взяли под охрану 10 столичных судов. Деньги за охрану «Казачья стража» получила по государственному контракту, заключенному на срок до 31 декабря 2015 года. Цена договора составляла 3,3 млн руб.
В январе стало известно, что казаки взяли под охрану все 34 здания московских районных судов, информацию об этом РБК подтвердили в пресс-службе Мосгорсуда. Теперь суды круглосуточно охраняют 140 казаков, в их обязанность входит охрана периметра зданий.
Никаких сведений о заключении новых контрактов на портале госзакупок не появилось. Замгендиректора судебного департамента при Верховном суде Александр Паршин пояснял РБК в январе, что столичное управление департамента пока отчиталось только о старом контракте на два месяца на охрану десяти судов.
«Какие-то нарушения при заключении этого контракта явно присутствуют, — считает замдиректора Transparency International — Russia Андрей Жвирблис. — Ситуация с единственным поставщиком в данном случае не должна применяться. В Москве сотни охранных предприятий». По мнению Жвирблиса, охрана судов вообще не должна осуществляться сторонними организациями.
По словам Соболь, в случае выявленного нарушения контролирующий орган сначала признает госконтракт незаконным и накладывает штраф. Пока все обращения юристов ФБК в этой части удовлетворялись, отмечает Соболь. Второй этап более сложный — это расторжение контракта. Автоматически контракт не расторгается, с такой инициативой может выступить прокуратура и обратиться в суд, но с ноября 2015 года ФБК не удалось добиться ни одного аннулирования договора.
«Мы боремся за прекращение практики заключения контрактов по чрезвычайным ситуациям. Это лазейка в законе, которой активно пользуются чиновники и обходят требования о проведении открытых конкурсов: мы нашли более 100 заказчиков по ЧС на разные суммы, — сказала Соболь РБК. — У нас есть системное решение этой проблемы, которое мы представили Минэкономразвития, но пока оно не реализовано, мы боремся с каждым контрактом по отдельности».