Макрон заявил о «смерти мозга» НАТО
Европейские страны больше не могут рассчитывать на США в вопросах защиты союзников по НАТО. Об этом заявил президент Франции Эмманюэль Макрон в интервью журналу The Economist.
«То, что мы сейчас переживаем, — это смерть мозга НАТО», — отметил Макрон. Он добавил, что сейчас Европа «стоит на краю пропасти» и может перестать «контролировать свою судьбу», если не начнет рассматривать себя как самостоятельную геополитическую силу.
Как приводит его слова французская радиостанция RTL, необходимо «прояснить стратегические цели» НАТО и Европе следует «нарастить» свою оборону перед началом саммита организации в декабре.
Макрона также спросили, верит ли он в эффективность пятой статьи устава НАТО, гарантирующей, что при нападении на одного из участников альянса, другие союзники придут ему на помощь. «Я не знаю. Но что будет значить пятая статья завтра?» — ответил Макрон. «Если режим [президента Сирии] Башара Асада решит отомстить Турции, будем ли мы вступать в бой? Это настоящий вопрос», — добавил президент
Он также отметил, что США не согласовывают свои стратегические действия с партнерами по НАТО, которые, в свою очередь, наблюдают агрессию со стороны другого союзника — Турции в области, «где интересы поставлены на карту». «То, что случилось, — огромная проблема для НАТО», — заключил Макрон, имея в виду операцию Турции в Сирии.
В октябре Макрон заявил, что неспособность НАТО отреагировать на наступление турецких войск на позиции курдов в Северной Сирии является «серьезной ошибкой» альянса и всего западного мира. По его словам, это создает вопросы о том, насколько эффективно функционирует альянс.
Турция начала операцию «Источник мира» против курдских формирований в Сирии 9 октября. Ее цель заключалась в том, чтобы предотвратить появление «террористического коридора» на южной границе Турции, поскольку Анкара считает курдские группировки — «Отряды народной самообороны» (YPG) и «Сирийские демократические силы» (SDF), поддерживаемые США, террористическими организациями.
Неделю спустя Анкара и Вашингтон договорились приостановить операцию, позже по итогам переговоров президента России Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана боевые действия в регионе завершились.