Небензя не исключил отказа России от продления продуктовой сделки
Россия пока не смогла вывезти ни одного судна с сельхозпродукцией и удобрениями в рамках продуктовой сделки, заключенной в июле, заявил постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. Он подчеркнул, что на этом фоне нельзя исключать любых вариантов, в том числе ее непродления, пишет «РИА Новости».
По данным агентства, Небензю спросили, есть ли угроза продуктовой сделке, учитывая, что Россия до сих пор не смогла вывезти ни одного судна. Постпред России в ответ напомнил, что соглашение было заключено на четыре месяца и истекает в ноябре. «И сделка, как правило, должна продлеваться. Я не участвую в переговорах по сделке и ее продлению, но, учитывая результаты, точнее отсутствие результатов, я бы ничего не исключал. Это не мне решать, конечно. Но мы хотим, чтобы российская часть сделки исполнялась», — отметил Небензя.
О том, что продуктовая сделка с Россией «реализуется намного хуже», чем первая часть, касающаяся вывоза украинского зерна из черноморских портов, в конце августа говорил МИД. Замглавы ведомства Андрей Руденко заявлял, что Москва хотела бы исполнения обоих соглашений «синхронно и параллельно», однако ограничения, препятствующие вывозу российской сельхозпродукции, сохраняются.
Договоренности о вывозе украинского зерна из трех портов — Одессы, Черноморска и Южного — были достигнуты 22 июля, тогда же, когда был подписан меморандум о снятии ограничений с экспорта российской сельхозпродукции и удобрений. Первая часть сделки предусматривает создание безопасного коридора для судов с зерном, причем сопровождать военные их не должны: боевым кораблям, самолетам и беспилотникам нельзя приближаться к ним. Наблюдают за погрузкой зерна представители Украины, Турции и ООН, на входе и выходе из Черного моря суда досматриваются.
Вторая часть касается российского экспорта. «Главная задача — обеспечение транспарентных и беспрепятственных поставок российских продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства, на мировые рынки, — пояснял глава российского МИДа Сергей Лавров. — Речь идет, в частности, о том, чтобы устранить препятствия, которые создали США и ЕС в сферах финансов, страхования и логистики, добиться конкретных исключений для этой продукции из-под действия ограничительных мер, введенных против нашей страны».