«На раскачку нет времени»: главные заявления Путина во время прямой линии
О «белой полосе»
«Если говорить вот такими категориями — «белое», «черное», «серое», — на какой полосе мы (Россия. — РБК) сейчас находимся, то мы движемся в сторону устойчивого белого цвета. Но, конечно, и в природе никогда не бывает абсолютной чистоты ни в чем. Посмотрите, вроде бы в Арктике, Антарктике полная белизна, белая пустыня, и все равно даже там есть вкрапления серого, черного цвета. Так же и у нас. Но в целом мы движемся в правильном направлении».
О состоянии экономики
«Мы вышли на траекторию устойчивого роста экономики. Да, это пока рост скромный, небольшой, я уже об этом говорил. Но это не падение, а рост — 1,5% за прошлый год. Растет промышленность, растет сельское хозяйство, и все это приобрело устойчивую тенденцию. У нас исторический минимум по инфляции. Это очень важная предпосылка для дальнейшего роста. И это все на фоне ускоренного роста инвестиций: за прошлый год — 4,4%, это очень хороший показатель. Это говорит о том, что в ближайшей перспективе рост тоже гарантирован».
О составе правительства
«Тот план развития, о необходимости реализации которого мы говорим на протяжении последних лет, он готовился прежним составом правительства на протяжении последних минимум полутора лет. И я прекрасно знаю, что, если бы мы на 100% зачистили все правительство и привели бы абсолютно новых людей, даже очень грамотных, минимум два года потребовалось на то, чтобы сформулировать или уже имеющиеся задачи, либо [поставить] новые <...> Я думаю, что у нас оптимальный состав правительства на сегодняшний день».
Об ответственности министров
«Нам, безусловно, нужно персонифицировать ответственность. Это в том числе связано и с составом правительства, потому что многие из тех людей, которые формулировали задачу и сейчас будут осуществлять их реализацию, этих задач, остались на своих местах. Персональная ответственность должна быть абсолютной, у нас нет времени на раскачку».
О ценах на бензин
«То, что сейчас происходит (рост цен на топливо. — РБК) — недопустимо. Это неправильно. Но надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов. К осени текущего года должны быть приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке».
О сборной России по футболу
«Действительно, хоть и не демонстрирует наша сборная за последнее время ярких результатов, но число поклонников этого красивого вида спорта у нас огромно — это миллионы людей. Будем рассчитывать, что и наша сборная по футболу на предстоящем чемпионате «выстрелит», что называется, и покажет свои лучшие качества».
О рынках на стадионах
«Хочу обратиться сейчас к своим коллегам в регионах: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы на этих площадках вдруг возникли какие-то рынки, которые возникали на спортивных сооружениях Москвы в середине 1990-х. Категорически невозможно такое развитие событий, такое использование этих замечательных объектов».
Об амнистии
«У нас такой традиции (объявлять амнистию после выборов президента. — РБК), во-первых, нет. Во-вторых, объявление амнистии — это по закону не прерогатива президента, а парламента страны — Государственной думы.
Время от времени мы это делаем. Я поддерживал такие инициативы. Они должны быть хорошо подготовлены, должны быть вызваны определенными внутренними причинами, потребностями, а не внешними обстоятельствами, даже такими важными внутриполитическими событиями, как выборы президента».
О третьей мировой войне
«Можно вспомнить Эйнштейна, который сказал: «Я не знаю, какими средствами будет вестись третья мировая война, но четвертая будет вестись камнями и палками». Понимание того, что третья мировая война может оказаться концом цивилизации сегодняшней, вот это понимание, оно должно сдерживать нас от крайних и очень, чрезвычайно опасных для современной цивилизации действий на международной арене».
О санкциях западных стран
«Почему это делается? Потому что видят в России угрозу, видят, что Россия становится им конкурентом <...> Нужно не сдерживать кого бы то ни было, в том числе Россию, а наладить конструктивное взаимодействие. Тогда общий эффект для мировой экономики будет исключительно позитивным. И понимание этого все-таки приходит к нашим партнерам. Во многих странах уже на политическом уровне говорят о необходимости выстраивать нормальные отношения».
О проблемах российского бизнеса на Западе
«По поводу представителей крупного российского бизнеса: я уже говорил, причем несколько лет назад, на одной из публичных встреч с представителями нашего бизнеса, правда, прозвучало это достаточно грубо, грубовато, так скажем <...> Я предупреждал о том, что такое развитие событий, с которым мы сталкиваемся сегодня, возможно. Я рекомендовал [им] держать свои капиталы там, где они заработаны, использовать их для развития российской экономики и обеспечить безопасность их применения».
Об ограничениях в интернете
«Я как работник специальных служб знаю, что легче всего запретить, а труднее — найти цивилизованные способы решения. Я буду побуждать всех своих коллег идти именно по этому пути — использования самими спецслужбами и правоохранительными органами современных средств борьбы с правонарушениями, в том числе с террористическими проявлениями, не ограничивая пространство свободы, в том числе в интернете».
О повышении пенсионного возраста
«Вы знаете мою позицию: я всегда относился и отношусь к этому [вопросу] в высшей степени осторожно и аккуратно. Одна из ключевых задач, которая была сформулирована перед правительством — это повышение доходов пенсионеров, оно должно быть значительным. Я надеюсь, что это будет правительством сделано, и тогда мы будем обсуждать и говорить о мерах, которые им предлагаются. Но хочу еще раз подчеркнуть: ключевая задача во всей системе пенсионного обеспечения — это повышение уровня благосостояния и доходов пенсионеров».
О выплатах работающим пенсионерам
«В советское время, вы знаете, работающим пенсионерам, так уж сложилось исторически, не платили. Уместно это или не уместно — правительство перенесло это и в сегодняшний день. Но над этим, безусловно, нужно подумать. Прежде всего потому, что это люди, работающие на низкооплачиваемых работах, где существует значительный дефицит кадров. Это нянечки в больницах, в детских садах и так далее. Имея в виду ситуацию на рынке труда и низкие доходы этих граждан, об этом, безусловно, нужно подумать».
О строительстве
«Мы должны в конце концов выйти на цивилизованные способы жилищного строительства, без привлечения средств граждан. Перед нами стоит сложная задача выйти уже в этом году на 88 млн кв. м. В последующие годы, до 2024 года, мы должны будем выйти на 120 млн кв. м».
О долларе
«Доллар сегодня — универсальная резервная валюта мировая <...>. Но если правительство США ограничивает расчеты в долларах, это подрывает доверие к доллару. Можно добиться каких-то сиюминутных результатов, но и то вряд ли. Но тем не менее, чего-то там они думают, что достигнут какого-то положительного результата, причем не в экономической, а в политической сфере.
Но в долгосрочную [перспективу] это подрывает доверие к такой политике, и все уже думают, как создать новые и универсальные валюты, как перейти к расчетам в национальных валютах. По сути, они пилят сук, на котором сидят. Я уверен, что это контрпродуктивно и вредно».
О новом вооружении
«У нас есть разработки, о которых я упоминал [во время послания Федеральному собранию] — это два изделия с ядерным двигателем, с ядерной двигательной установкой — это ракета глобальной дальности и подводный беспилотный аппарат. И в том, и в другом случае мы завершили главный этап разработки, а именно — все, что связано с испытанием этой ядерной двигательной установки. Работа идет именно по плану, в рамках запланированных процедур. Не сомневаюсь в том, что в запланированные сроки ракета и подводный аппарат будут поставлены в российские Вооруженные силы».
О российских военных в Сирии
«Они будут там находиться до тех пор, пока это выгодно России и во исполнение наших международных обязательств. Мы пока не планируем вывода этих подразделений. Это не просто воинский контингент в иностранном государстве, а два комплекса базирования — порт Тартус и аэропорт в Хмеймиме, я специально не называю эти объекты базами. Мы там не строим долгосрочных сооружений и при необходимости достаточно быстро, без всяких материальных потерь, можем вывести всех наших военнослужащих».
О возможном обмене Вышинского на Сенцова
«Мы думали о том, что здравый смысл должен восторжествовать на Украине. Надеюсь, что мы добьемся освобождения российского журналиста [Кирилла Вышинского, главного редактора «РИА Новости Украина»], в том числе и под давлением международных организаций, от которых так или иначе украинские власти сегодня зависят.
Что же касается другого фигуранта, [кинорежиссера Олега] Сенцова, он ведь задержан в Крыму, кстати говоря, не за журналистскую деятельность, а за подготовку террористического акта, за подготовку взрыва, в результате которого могли пострадать конкретные люди. Это совершенно разные вещи, разные и несопоставимые. Поэтому мы пока об этом не думали».
О создании национальной криптовалюты
«Своей криптовалюты у России не может быть по определению, так же как не может своей криптовалюты в любой другой стране. Потому что если мы говорим о криптовалюте, то это то, что выходит за рамки национальных границ.
В подавляющем большинстве стран криптовалюты не являются средством расчетов. Там, где-то, говорят специалисты, эксперты, в Японии что-то отчасти применяется, но в других странах это не работает».