Соперница Трампа: как Хиллари Клинтон вышла в финал президентской гонки
Предвыборная арифметика
Об окончательной победе Клинтон над Берни Сандерсом в борьбе за право представлять Демократическую партию на президентских выборах в США во вторник сообщило агентство Associated Press (AP). Согласно подсчетам агентства, суммарно Клинтон поддерживают 2383 делегата будущего съезда партии в Филадельфии, на котором должны состояться формальные выборы кандидата от демократов. По данным AP, за Клинтон, помимо 1812 обычных делегатов, готовы проголосовать 571 так называемых суперделегатов — высших партийных функционеров, которые могут отдавать свой голос за того или иного кандидата, не учитывая итоги предварительного голосования в штатах.
Демократам еще предстоит провести праймериз в таких крупных штатах, как Калифорния и Нью-Джерси. Но если ориентироваться на данные AP, Сандерс со своими 1569 делегатскими голосами уже утратил арифметические шансы догнать Клинтон. Впрочем, сам он пока не объявил о прекращении борьбы и призывает дождаться партийного съезда и увидеть, как в действительности проголосуют суперделегаты.
Сама Клинтон, которая будет первой женщиной — кандидатом на пост президента США, заявила, что страна стоит «на грани исторического, беспрецедентного события».
Секреты успеха
Для Клинтон нынешняя президентская кампания — вторая за последние восемь лет. В 2008 году она уступила номинацию от демократов будущему президенту, на тот момент малоизвестному сенатору от штата Иллинойс Бараку Обаме.
Тот факт, что теперь в собственной партии у Клинтон не оказалось соперников, равных ей по политическому весу, объясняется ее уникальным опытом. Те связи в политических кругах, которыми она обзавелась, будучи первой леди страны (в 1992–2000 годах), сенатором от штата Нью-Йорк (в 2001–2009 годах) и госсекретарем (в 2009–2013 годах), сыграли роль при ее выдвижении и поддержке со стороны партийной элиты, отмечает The Washington Post.
Работа над ошибками
В отличие от прошлой, проигранной кампании, Клинтон удалось привлечь на свою сторону большинство чернокожих избирателей, которые обеспечили ей победу в ряде штатов. Как отмечала The Washington Post, поддержку чернокожего населения Клинтон обеспечили ее обещания продолжать политику Барака Обамы, а также хорошие воспоминания этой части электората о президентстве Билла Клинтона.
Чтобы максимизировать поддержку у либерально настроенных избирателей, Клинтон изменила свою позицию по ряду вопросов по сравнению с 2008 годом. В частности, она заявила, что ее поддержка войны в Ираке была «ошибкой», выступила за легализацию однополых браков, смягчила свою позицию по нелегальной миграции, а также выступила за более жесткий контроль за оборотом оружия.
Кроме того, Клинтон выступила против Тихоокеанского партнерства, которое предполагает создание пространства свободной торговли по обеим сторонам Тихого океана (в соглашении участвуют 11 тихоокеанских стран, в том числе США). При этом, занимая пост госсекретаря, Клинтон поддерживала данный проект. Как заявил CNN главный стратег кампании Обамы в 2008 году Дэвид Аксельрод, в данном случае речь идет о «классическом политическом решении, когда ты меняешь свою позицию на ту, которая более популярна сейчас».
Демократический социализм
По ряду вопросов позиция Клинтон сближалась с позицией Берни Сандерса, который позиционировал себя как «демократический социалист». Как и Сандерс, Клинтон поддерживает увеличение уровня минимального размера оплаты труда (сейчас он составляет $7,25 в час, Клинтон предлагает увеличить его до $12, Сандерс — до $15).
В вопросе образования Клинтон менее радикальна, чем ее соперник по праймериз. Сандерс предлагал сделать бесплатным обучение в государственных колледжах, Клинтон ограничивается планом выделить $17,5 млрд на образовательные гранты.
Оба кандидата от Демократической партии в ходе кампании предлагали запустить масштабную программу по развитию альтернативных источников энергии (к 2020 году Клинтон предлагает установить порядка 500 млн панелей для генерации солнечной энергии).
Зато первая женщина-кандидат стоит на гораздо более консервативных позициях, чем Сандерс, во внешнеполитических вопросах. Клинтон выступает за активное участие США в борьбе с «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая организация), поддерживает подготовку сирийских оппозиционных боевиков для борьбы с террористами, а также допускает сохранение ограниченного воинского контингента США в Афганистане.
Сандерс, в свою очередь, выступает за полный вывод американских войск из Афганистана, прекращение подготовки сирийских формирований, а также за решение вопроса борьбы с ИГ силами государств региона.
Группа поддержки
Кампанию Клинтон охотно поддерживают представители крупного бизнеса. Она оказалась лидером по фандрайзингу — согласно статистике, которую ведет организация Center for Responsive Politics, бывшая госсекретарь собрала на кампанию свыше $289 млн, из которых $147 млн пришлось на крупные частные пожертвования.
Крупнейшими жертвователями на кампанию Клинтон выступают фонд Джорджа Сороса Soros Fund Management (более $7 млн), фонд Euclidean Capital миллиардера Джемса Симонса (более $7 млн), принадлежащая семье Притцкер инвестфирма Pritzker Group ($6,5 млн). Восемь лет назад главными жертвователями и для Обамы, и для Клинтон были крупные инвестиционные банки — JP Morgan Chase, Goldman Sachs, Citigroup.
Клинтон поддержали мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, губернатор Калифорнии Джерри Браун и такое влиятельное в США СМИ, как The New York Times, написавшее, что у избирателей «есть шанс выбрать наиболее квалифицированного кандидата в современной истории».
На данный момент Клинтон по-прежнему формально не заручилась поддержкой действующего президента Барака Обамы, однако 7 июня Bloomberg со ссылкой на осведомленный источник сообщал, что американский лидер уже на этой неделе может официально поддержать ее кандидатуру.
Основу финансирования кампании Сандерса, напротив, составила не поддержка крупного бизнеса и миллиардеров, а пожертвования рядовых граждан. Порядка 62% из $208 млн, которые он собрал, приходятся на небольшие пожертвования.
«Ястреб» для России
С самого начала своей президентской кампании Клинтон, которая на посту госсекретаря США была одним из идеологов «перезагрузки» отношений с Россией, стала позиционировать себя как политик, способный противодействовать притязаниям Москвы. В первом же своем большом выступлении после начала президентской кампании в июне 2015 года Клинтон подчеркнула, что ей приходилось «давать отпор таким оппонентам, как Владимир Путин».
Говоря о негативных сторонах кандидата от республиканцев Дональда Трампа, Клинтон заявляла, что его победа будет означать «праздник» в Кремле.
Из выступлений Клинтон ясно, что возвращение к политике «перезагрузки» в отношениях с Россией — не самый вероятный сценарий. В январе 2016 года на вопрос о том, предоставит ли она вновь России «кнопку перезагрузки», Клинтон ответила, что «это будет зависеть от того, что я получу взамен».
Соперничество с Трампом
Согласно последним опросам общественного мнения, Клинтон незначительно опережает своего конкурента-республиканца Дональда Трампа, который обеспечил себе номинацию еще в конце мая. Согласно опросам IBD/TIPP от 6 июня, Клинтон поддерживают 45% избирателей, Трампа — 40%.
Среди факторов, которые, по мнению американской прессы, могут сыграть в пользу Клинтон, — внутренний раскол среди республиканцев и их сторонников после неожиданного успеха на праймериз миллиардера.
Трампу пока не удалось исправить тенденцию выборов 2008 и 2012 годов, когда подавляющее большинство латиноамериканских избирателей (около 70%) поддерживали демократов. Согласно майским опросам, Трампа готовы поддержать от 18 до 23% латиноамериканских избирателей — во многом такие скромные цифры обусловлены резкими заявлениями Трампа о строительстве стены на границе с Мексикой.
В пользу победы Клинтон говорит и еще один фактор — аналитики Moody's, которые с 1980 года безошибочно предсказывают исход президентских выборов, используя свою модель, на этот раз назвали наиболее вероятным исходом победу кандидата от демократов.
Чей президент
В отличие от Трампа, ядро электората которого составляют люди, не окончившие колледж, белые верующие христиане, а также избиратели умеренно консервативных взглядов, основа электората Клинтон — женщины старше 35 лет, избиратели старше 65 лет, выпускники колледжей, а также чернокожие избиратели.