Чем опасна новая эскалация между Индией и Пакистаном
Две ядерные державы обменялись ударами, сообщается о десятках погибших с обеих сторон
Что привело к новому витку обострения между Индией и Пакистаном
В ночь на 7 мая Вооруженные силы Индии нанесли серию авиаударов по пакистанской провинции Пенджаб и подконтрольных Пакистану частям Кашмира. Военная акция стала ответом на теракт 22 апреля в городе Пахалгам, расположенном в горном районе Анантнаг союзной территории Джамму и Кашмир, которая находится под контролем и административным управлением Индии. Тогда погибли 26 человек, преимущественно туристы.
Ответственность за атаку взяла на себя малоизвестная группировка «Фронт сопротивления» (The Resistance Front, TRF), которую Нью-Дели называет прикрытием базирующейся в Пакистане террористической организации «Лашкар-и-Тайба» («Армия праведников», запрещена в России). На последнюю была возложена ответственность за кровопролитный теракт в Мумбаи в ноябре 2008 года, в результате которого погибли свыше 160 человек, и другие крупные теракты в Индии.
Ночная операция Вооруженных сил Индии получила кодовое название «Синдур» — в честь порошка красного цвета, который наносится вдоль пробора и в виде точки на лбу замужними женщинами, исповедующими индуизм. Как отмечает Associated Press, такое название было выбрано в знак солидарности с женщинами Индии, которые стали свидетелями расстрела своих мужей в Пахалгаме. Впервые с индо-пакистанской войны 1971 года в операции были задействованы сразу три рода войск: сухопутные, военно-морские и военно-воздушные.
В Министерстве обороны заявили, что целями стали девять объектов террористических группировок «Джайш-и-Мухаммед» и «Лашкар-и-Тайба», базирующихся в соседнем государстве и подконтрольных ему частях Кашмира. При ударах использовалось высокоточное оружие. Отмечается, что на этих объектах велись планирование и координация террористических атак против Индии. Кроме того, индийская разведка перехватила данные о подготовке новых терактов, сообщил замглавы МИД Индии Викрам Мисри. «Наши действия были точечными, взвешенными и неэскалационными по своему характеру. Ни один пакистанский военный объект не подвергся нападению. Индия продемонстрировала значительную сдержанность в выборе целей и методов их выполнения», — заявили в индийском Минобороны. Между тем пакистанские власти заявляют, что по меньшей мере 26 человек погибли, еще свыше 40 были ранены.
В Исламабаде назвали действия соседа «актом войны» и открыли ответный огонь из артиллерийских орудий по населенным пунктам в подконтрольной Индии части Кашмира. Хотя в Исламабаде утверждают, что целями не были гражданские постройки, индийские экстренные службы сообщают по меньшей мере о семи погибших, включаю женщину и двух детей. Еще 38 человек получили ранения.
Пакистанские военные также утверждают, что сбили пять индийских военных самолетов на подлете к своему воздушному пространству. Дели эту информацию не подтверждает. Reuters со ссылкой на источники в правительстве Джамму и Кашмира пишет о крушении трех индийских истребителей. По данным агентства, пилоты выжили и были госпитализированы.
«Пакистан имеет полное право дать жесткий ответ на этот акт войны, навязанный Индией, и жесткий ответ действительно дается», — заявил премьер-министр страны Шехбаз Шариф. Министр информации и радиовещания Пакистана Аттаулла Тарар также подчеркнул, что ответ страны на нападение Индии был «подобающим и всеобъемлющим». При этом пакистанский министр обороны Хаваджа Асиф выразил готовность положить конец напряженности, если Нью-Дели прекратит удары. «Но если на нас нападут, мы ответим», — пообещал он.
Комитет национальной безопасности Пакистана, созванный премьер-министром Шахбазом Шарифом, дал разрешение вооруженным силам страны ответить на удары Индии, которая начала операцию против террористов на пакистанской территории.
Комитет назвал действия Индии преступлением, «явно нарушающим международное право» и призвал мировое сообщество привлечь Нью-Дели к ответственности.
После раздела Британской Индии в 1947 году на два независимых государства — Индию и Пакистан — статус исторического княжества Кашмир не был закреплен официальными соглашениями о границах, и некоторые его территории служат предметом спора двух стран. Они прошли с тех пор через три войны, последний масштабный вооруженный конфликт произошел в 1971 году. Заключенное по его итогам Симлское соглашение устанавливало контрольную линию, по которой примерно 60% бывшего княжества отошло Индии (и стало штатом Джамму и Кашмир), а оставшиеся территории вошли в состав Пакистана. Еще около 10% территории Кашмира остается подконтрольно Китаю. На фоне нынешнего обострения Пакистан объявил о приостановке действия договора.
В феврале 2019 года террорист-смертник из пакистанской исламистской террористической группировки «Джаиш-и-Мухаммад» на автомобиле со взрывчаткой протаранил полицейский автобус в Кашмире, погибли свыше 40 человек. Власти Пакистана отвергли обвинения в причастности к теракту. За этим последовал ряд боестолкновений, в том числе индийский авиаудар по крупному тренировочному лагерю «Джаиш-и-Мухаммада». 22 марта 2019 года премьер-министры Пакистана и Индии Имран Хан и Нарендра Моди договорились о прекращении военных действий и совместной борьбе с терроризмом.
Насколько велик риск полномасштабной войны в Южной Азии
Последний раз Индия и Пакистан обменивались ракетными ударами в марте 2019 года. Обстоятельства того конфликта во многом были похожи на сегодняшние. 14 февраля 2019-го террорист-смертник из пакистанской исламистской группировки «Джайш-и-Мухаммад» на автомобиле со взрывчаткой протаранил полицейский автобус в Кашмире, погибли свыше 40 человек. Власти Пакистана отвергли обвинения в причастности к теракту, однако менее через две недели спустя Индия нанесла авиаудары по крупному тренировочному лагерю «Джаиш-и-Мухаммада», расположенному на пакистанской территории.
Тогда Исламабад нанес ответные авиаудары по Джамму и Кашмиру и сбил индийский истребитель. Пилот выжил и попал в плен, но пакистанское правительство вскоре освободило его в знак примирения. Спустя полтора месяца после обострения, 22 марта 2019 года, премьер-министры Пакистана и Индии Имран Хан и Нарендра Моди договорились о прекращении военных действий и совместной борьбе с терроризмом — сползания в полномасштабный конфликт удалось избежать.
По похожему сценарию ситуация может развиваться и сейчас, считают опрошенные РБК эксперты из Индии и Пакистана. Профессор Университета имени Джавахарлала Неру Шрикант Кондапалли отметил, что во избежание дальнейшей эскалации Индия нанесла удары по инфраструктуре террористических группировок «Джайш-и-Мухаммед» и «Лашкар-и-Тайба», а не по объектам Вооруженных сил Пакистана. По словам эксперта, дальнейшая эскалация возможна только в том случае, если одна из сторон предпримет асимметричные шаги; однако у Исламабада, как и у Дели, нет стимула развязывать большую войну.
Захид Ахмед, пакистанский исследователь и научный сотрудник Университета Дикина в Австралии, также считает, что ключевое значение будут иметь характер и масштаб ответных шагов Исламабада. «Если Пакистан решит нанести удар по гражданской или военной инфраструктуре на территории Индии, ситуация может быстро обостриться и превзойти предшествующие столкновения, такие как кризис 2019 года, когда обе страны совершали атаки по принципу «око за око», после чего ситуация разрядилась», — сказал он. По словам эксперта, ситуацию обостряет и приостановка Индией действия соглашения о водах Инда, которая ставит под угрозу существование Пакистана. Если Дели продолжит ограничивать подачу воды, то пакистанская армия, как обещала ранее, будет вынуждена пойти на более жесткие военные шаги, объяснил Ахмед.
Ситуация может выйти из-под контроля и в случае новых террористических атак на территории Индии, предупреждает Винай Каура, доцент факультета международных отношений и исследований в области безопасности Университета полиции, безопасности и уголовного правосудия имени Сардара Пателя в Раджастане. Ответственность за деэскалацию лежит на Пакистане, убежден эксперт: Исламабаду необходимо предпринять решительные шаги против базирующихся на его территории боевиков, и немалую роль может сыграть дипломатическое давление ключевых международных игроков — Китая, России и США.
«Сейчас в стратегической позиции Индии наметился явный сдвиг: индийское правительство дало понять, что больше не будет молча терпеть атаки на наш суверенитет. Авиаудары — это решительный сигнал: терроризму будет дан отпор у самых его истоков, и укрывательство террористов повлечет за собой последствия», — заявил Каура. По его словам, операция «Синдур» станет поворотным моментом для индо-пакистанских отношений.
Нынешнее обострение между Индией и Пакистаном особенно тревожно в том свете, что обе страны обладают ядерным оружием. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI) за 2024 год, в арсенале Индии находятся 172 ядерные боеголовки, у Пакистана — 170. Эксперты напоминают, что в отличие от Индии в ядерной доктрине Пакистана прописана возможность использовать ядерное оружие первыми.
Впрочем, по мнению Каура, выход за рамки конвенциональных вооружений станет для Пакистана «суицидальным». Ахмед также призывает не переоценивать воинственную риторику сторон конфликта. «Обе страны, скорее всего, воздержатся от рассмотрения возможности применения ядерного оружия, осознавая катастрофические последствия, которые повлечет за собой такое решение», — заявил он, предположив, что Индия и Пакистан, скорее всего, продолжат использовать ядерные боеголовки исключительно как инструмент сдерживания.