«Конфликт ядерных держав». Мировые СМИ — об ударе Индии по Пакистану

Spiegel (Германия)
Конфликт между ядерными державами обостряется. Вооруженные силы Индии, страны, обладающей ядерным оружием, заявили, что атаковали девять целей в соседнем Пакистане — по-видимому, в ответ на смертоносное нападение на туристов в апреле. Пакистан угрожает последствиями <...>.
После этого [атаки террористов на севере Индии 22 апреля] обе страны ввели санкции друг против друга, включая высылку граждан, и пошли на сокращение дипломатических отношений. Эксперты считают особенно серьезным решение Индии приостановить так называемый договор о водах Инда. Он регулирует использование воды по обе стороны Инда и его притоков. Исламабад назвал приостановление действия договора актом войны и пригрозил соответствующими контрмерами.
Регион Кашмир в Гималаях разделен между Пакистаном и Индией, но обе страны претендуют на всю территорию. Истоки конфликта восходят к колониальной эпохе. В 1947 году британцы предоставили независимость Индийскому субконтиненту и разделили его. Раздел привел к образованию нового мусульманского государства Пакистан рядом с преимущественно индуистской Индией. Такое разделение и по сей день продолжает подпитывать ожесточенное соперничество. С момента обретения независимости две страны провели друг против друга три войны, две из которых из-за Кашмира.
Le Monde (Франция)
Напряженность между двумя странами чрезвычайно возросла после нападения в туристическом городе Пахалгам, в результате которого погибли 26 человек. Индийские и пакистанские солдаты уже больше недели ведут ночные перестрелки из стрелкового оружия вдоль границы, разделяющей их страны. Хотя никто не взял на себя ответственность за атаку, Нью-Дели обвинил в ней Исламабад, который категорически это отрицает.
Нью-Дели нанес авиаудары по «трем регионам» Пакистана, сообщила пакистанская армия, упомянув два города в пакистанском Кашмире и третий в штате Пенджаб, граничащем с Индией. Корреспонденты агентства France-Presse в пакистанском Кашмире и Пенджабе услышали несколько громких взрывов. «Мы нанесем ответный удар в то время, которое выберем», — заявил представитель армии Пакистана генерал-лейтенант Ахмед Чаудри.
(Le Monde — о предыстории конфликта)
В 2019 году во время последней конфронтации между двумя странами после нападения смертника на индийский военный конвой, в результате которого погибли 40 человек, ВВС Индии ждали 12 дней, прежде чем начать воздушный налет на базы «Джаиш-е-Мухаммада» в регионе Балакот (в 50 км от контрольной линии, где располагались учебные центры и тренировочные лагеря исламистской группировки, заявившей о нападении). Это были первые воздушные налеты на пакистанскую территорию со времен войны 1971 года. В течение двух лет два врага обменивались ударами вдоль линии контроля, пока не достигли соглашения в феврале 2021 года.
На этот раз в отличие от 2019 года ответственность [Пакистана за атаку в Пахалгаме] официально не была подтверждена. Индия обвиняет Исламабад в том, что он стоит за атакой в Кашмире, но не представила никаких доказательств причастности Пакистана. Малоизвестная организация под названием «Фронт сопротивления», связанная с «Лашкар-и-Тайбой» (террористическая организация, запрещенная в России), изначально взяла на себя ответственность за нападение, но затем заявила, что ее сайт был взломан, обвинив индийские власти в фальсификации информации.
За шесть лет две воюющие стороны значительно усилили мощь своей авиации. Индия закупила истребители Rafale с ракетами Scalp с радиусом действия 400 км, которые позволяют атаковать цели, не заходя на территорию противника. А Пакистан приобрел китайские истребители J-10CE, чтобы заменить французские Dassault Mirage.
Indian Express (Индия)
«Справедливость восторжествовала».
Во вторник стало известно, что правительство, размышляя над ответом на теракт в Пахалгаме, работает над военной стратегией, направленной на сдерживание враждебного поведения Пакистана. Это было четкое послание, направленное военным и службам безопасности высшим политическим руководством по итогам недели консультаций. Как сообщили источники The Indian Express, в ходе этого процесса были рассмотрены все возможные варианты, включая военное возмездие. В высших эшелонах правительства росло осознание, что система сдерживания, созданная после авиаудара в Балакоте в феврале 2019 года, сошла на нет и пришло время ее восстановить, сообщили источники.
События, произошедшие в среду (атака на Пакистан вечером 6 мая. — РБК), последовали за серией встреч на высоком уровне, в которых принимали участие премьер-министр Нарендра Моди, советник по национальной безопасности Аджит Довал, начальник ВМС адмирал Динеш Трипати, главный маршал ВВС Арджан Сингх. Они обсуждали оперативную готовность и варианты возмездия. Моди также встретился с министром обороны Раджнатхом Сингхом в понедельник, чтобы обсудить критически важные политические вопросы и закупки в интересах вооруженных сил.
Dawn (Пакистан)
В критике Пакистана, а некоторые даже призывают к его расчленению, нет никакой реальной разницы между правыми и левыми в Индии или множеством оттенков между ними. После нападения в Пахалгаме 22 апреля мы снова оказались на этой стадии; в Индии снова заговорили о том, чтобы наказать Пакистан. Даже те немногие, кто предостерегает от опрометчивости, все же размышляют о том, как наказать Пакистан, не развязывая Армагеддон. Почти не слышно голосов, оспаривающих оккупацию Индией Кашмира <...>.
Очевидно, что необходимо провести серьезное обсуждение этих событий, потому что безответственность и ложная бравада, которые заложены в этой белиберде, затрагивают граждан не только Пакистана и Индии, но и — по географическому умолчанию — других стран, входящих в несуществующую группу под названием Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК).
The Economic Times (Индия)
Индия нанесла точечные удары по девяти террористическим целям в Кашмире и Пакистане под прикрытием масштабных военных учений близ границы с участием истребителей [российского производства] Су-30МКИ и [французских] Rafale, которые отрабатывали боевые действия.
Индия демонстрировала свою мощь, проводя тренировки и учения с боевой стрельбой, несмотря на то что вдоль линии контроля продолжаются перестрелки, а пакистанские войска берут в прицел индийские позиции.
Юго-западное командование, базирующееся в Джайпуре, также проводит учения для подготовки к специальным операциям с использованием вертолетов. Они включают высадку спецназа в глубине вражеской территории, в том числе с помощью вертолетов Ми-17. Аналогичные учения были проведены базирующимся в Джаландхаре корпусом Ваджры в координации с индийскими ВВС.
The New York Times (США)
Точный характер ударов индийской стороны неясен — были ли это ракеты, запущенные с самолетов, или пуски ракет с земли. Жители Музаффарабада, столицы пакистанской части Кашмира, сообщили, что слышали пролетающие над ними самолеты. По их словам, по-видимому, целью ударов был участок в сельской местности недалеко от Музаффарабада, который когда-то использовался группировкой боевиков «Лашкар-и-Тайба» (террористическая группировка, запрещенная в России), базирующейся в Пакистане.
Представитель пакистанской армии заявил, что атаке подверглись еще четыре объекта, в том числе Бахавалпур в провинции Пенджаб, где располагается религиозная семинария, связанная с «Джаиш-и-Мохаммадом» (исламистская террористическая организация в Кашмире), а также Котли, город в Кашмире.
Удары Индии — это обострение конфликта. Пакистанское правительство ранее пообещало отреагировать на любую индийскую агрессию. Обе страны имеют возможность нанести друг другу колоссальный урон.
The Telegraph (Великобритания)
Пока мир с тревогой наблюдает за столкновениями, остается вопрос, насколько далеко может зайти эта эскалация и может ли это быть война между двумя ядерными противниками? Несмотря на все воинственные сообщения из Дели, осторожная риторика указывает не на открытый неуправляемый конфликт, а на действия из серии «око за око» и управляемых конфронтаций <…>.
Обеспокоенные дипломаты надеются, что аналогичная вспышка шесть лет назад послужит примером того, как может быть рассеяна нынешняя напряженность. В начале 2019 года в результате бомбардировки Пулвамы погибли 40 индийских военных. Дели ответил авиаударами по тому, что, по его словам, было лагерем подготовки террористов в Балакоте, однако Исламабад отверг это заявление, заявив, что это был необитаемый лес.
На следующий день Пакистан начал ответный налет, в воздушном бою был сбит и взят в плен пилот индийских ВВС. Но несмотря на эскалацию, тогда враги смогли отойти от края пропасти. Каждый заявил о своей победе и сообщил своему населению, что честь удовлетворена.
The Wall Street Journal (США)
Фантом нового конфликта между странами, которые вели три войны в основном из-за спорного мусульманского региона Кашмир, пришел после многих лет неустойчивого мира. Пакистан был сосредоточен на экономическом кризисе и политической нестабильности, в то время как Индия развивала более глубокие связи с западными странами, включая США <…>.
Пакистан, скорее всего, будет вынужден ответить нанесением собственных ударов по Индии, сказал Хусейн Хаккани, старший научный сотрудник Института Хадсона и бывший пакистанский посол в США. В зависимости от того, какие цели преследует Пакистан, а также от ущерба и жертв Индия может принять решение об эскалации или позволить напряженности снизиться, сказал он.
The Economist (Великобритания)
Решение Индии нанести удар по Пенджабу — выбор в пользу эскалации. Но еще одна особенность этих ударов в том, что они были, видимо, откалиброваны так, чтобы минимизировать риск полномасштабной войны. Пакистан заявил, что Индия нанесла удар по мечети около Бахавалпура и в результате атак погибли семь человек, включая по меньшей мере двух детей. Но Индия заявила, что ее удары были «целенаправленными, взвешенными и неэскалационными». Она отметила, что не нанесла ударов по пакистанским вооруженным силам, экономическим или гражданским объектам, а только по «известным лагерям террористов», из которых планировались и направлялись атаки на Индию. Это говорит о том, что Индия стремится предоставить Пакистану пространство для маневра.
Reuters (Великобритания)
Индийский удар выходит далеко за рамки ответа Нью-Дели на предыдущие атаки в Кашмире, в которых обвиняют Пакистан. К ним относятся авиаудар Индии по Пакистану в 2019 году, после того как в Кашмире были убиты 40 индийских полицейских, и ответные меры Индии за гибель 18 солдат в 2016 году.
«Учитывая масштаб индийского удара, который был намного больше того, что мы видели в 2019 году, мы можем ожидать значительный ответ Пакистана», — сказал Майкл Кугельман, аналитик по Южной Азии и автор журнала Foreign Policy из Вашингтона. «Все глаза будут прикованы к следующему шагу Индии. У нас был удар и контрудар, и то, что будет дальше, станет показателем того, насколько серьезным может стать этот кризис», — сказал он.
Global Times (Китай)
В ответ на запрос СМИ о текущей ситуации между Индией и Пакистаном представитель МИД Китая выразил сожаление в связи с военной операцией Индии. «Мы обеспокоены текущей ситуацией. Индия и Пакистан — соседи и всегда ими будут. Они также соседи Китая. Китай выступает против всех форм терроризма. Мы призываем обе стороны действовать в более широких интересах мира и стабильности, сохранять спокойствие, проявлять сдержанность и воздерживаться от действий, которые могут еще больше осложнить ситуацию», — сказал представитель ведомства.
Основы хрупкого перемирия на грани разрушения. Эта атака выходит за рамки возмездия ВВС Индии в 2019 году в ответ на теракт в Пулваме. Она также выходит за рамки операции 2016 года, когда индийские военные пересекли линию контроля, чтобы атаковать предполагаемые базы повстанцев после гибели 18 солдат в Ури. В отличие от этих действий нынешняя операция включала более широкое и скоординированное наступление с использованием ракет большой дальности, запускаемых из воздушного пространства Индии для поражения целей за пределами территории Кашмира. На практике это означает пересмотр негласных границ, которые обе страны учитывали с момента подписания соглашения о прекращении огня в 2003 году, а также подогревает опасения, что могут начаться ответные действия с непредсказуемыми последствиями.
Индия предприняла шаги по мобилизации поддержки и стала оправдывать свои действия перед ключевыми союзниками. Советник премьер-министра Индии по национальной безопасности Аджит Доваль связался с госсекретарем США Марко Рубио, в то время как другие высокопоставленные чиновники проинформировали своих коллег в Великобритании, России, Саудовской Аравии и ОАЭ, согласно информации дипломатических источников. Президент США Дональд Трамп назвал ситуацию «позором» и выразил надежду, что она «закончится очень скоро». ООН призвала обе стороны к сдерживанию. Главный союзник Пакистана — Китай. К слову, лидер КНР Си Цзиньпин в среду отправится в Россию, которая является ключевым партнером Индии.
Süddeutsche Zeitung (Германия)
Индия на протяжении десятилетий выражала разочарованность в связи тем, что, по ее мнению, пакистанские военные поддерживают террористические группировки, наносящие удары по ее территории. В последние дни в приграничных районах произошли новые стычки, и обе страны предприняли шаги, чтобы продемонстрировать свою готовность. На этой неделе Пакистан провел испытания ракет класса «земля — земля», продемонстрировав свою военную мощь, а Индия распорядилась провести в нескольких штатах учения по чрезвычайным ситуациям, чтобы подготовить население и правительственные учреждения к возможному обострению.