Инаугурация - праздник победы кандидата большинства
Инаугурация по-российски: от Горбачева до Медведева
В 1990г., когда новый термин вошел в российский политический лексикон, никаких традиций инаугурации в стране не было. В Российской империи проходила коронация помазанника Божьего, а в советские времена все решалось на партийном междусобойчике без лишних церемоний.
Впервые поклясться на Конституции пришлось Михаилу Горбачеву, ставшему первым и последним президентом СССР. Церемония получилась весьма краткой и совсем неторжественной. После клятвы Михаил Сергеевич произнес небольшую речь, пообещав возродить общую Родину.
Впервые термин "инаугурация" появился в России, но не в Москве, а в Казани, где президентом Татарстана в 1990г. стал Минтимер Шаймиев. Для Бориса Ельцина, избранного главой РСФСР, уже была придумана специальная церемония, которая не обошлась без накладок. Вместо Конституции Б.Ельцин приложил руку к сердцу, а приглашения на церемонию, по словам очевидцев, были впопыхах отпечатаны на пригласительных в театр. Кроме того, в официальном тексте говорилось о президенте Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, но Б.Ельцин самовольно сократил ее до слов "Российской Федерации".
В 1996г. инаугурацию предполагалось провести на свежем воздухе, на Соборной площади Кремля под звон колоколов. Но планы пришлось менять. Официально это объяснялось желанием сэкономить, но в действительности причиной стало неважное состояние здоровья главы государства. Владимир Путин участвовал в торжественной церемонии дважды - оба раза в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца. Именно в 2000г. появился определенный порядок российской инаугурации, который применялся и в случае с Дмитрием Медведевым в 2008г.: напутствие прежнего президента, клятва, передача новому президенту главой Конституционного суда специального знака (похож на орден "За заслуги перед Отечеством" I степени), исполнение государственного гимна (с одновременным подъемом президентского штандарта над резиденцией), а также небольшая речь нового главы государства. Напоследок - выход президента на крыльцо и смотр парада Кремлевского полка.
Есть и не вполне обязательные атрибуты, которые хороши для телевидения и накладывают отпечаток торжественности: приезд будущего президента с кортежем в Кремль через Спасские ворота, его торжественный проход ровно в полдень через Георгиевский и Александровский залы. Картинка настолько хороша, что ей можно только позавидовать. Неудивительно, что красивая церемония была использована штабом Геннадия Зюганова в агитационном ролике на нынешних выборах. Правда, мечтательный взгляд лидера КПРФ на выходе из лимузина так и не оправдался пока.
Любопытно, что на самом деле присягу принимали не только избранные главы государства. В сентябре 1993г. распущенный Борисом Ельциным Верховный совет назвал президентом Александра Руцкого. Последний произнес присягу, после чего начал быстро подписывать указы, которые так и не вступили в действие.
Есть и еще один важнейший атрибут церемонии - вечерний банкет, на который собираются все гости. Участие в нем - не только возможность вкусно поесть и доказать свою причастность к истории, но и почувствовать уверенность в будущем. В 2000г. комментаторы особо отмечали, что в Кремль не пригласили олигарха Владимира Гусинского. Через четыре года о нем на инаугурации уже и не вспоминали.
Кстати, в разных странах инаугурационный банкет обязательно состоит из блюд национальной кухни. Россия - не исключение. Например, в этом году гости смогут отпробовать жареного камчатского краба, рулет из жареной утки, стейк из осетрины. Помимо этого гостям пошлют такие "традиционные" для каждого российского стола блюда, как салат из морепродуктов с пюре из авокадо, копченый палтус, мини-рататуй, капучино из кокосового молока. Запивать все эти яства гости будут коллекционным шампанским, коньяком десятилетней выдержки и водкой Kremlin. К сожалению, эту часть церемонии, которая обойдется бюджету в 26 млн руб., телевидение в прямом эфире не покажет.
Отметим и участие в празднике РПЦ. В 1991г. Бориса Ельцина поздравлял Алексий II, который произнес речь и предложил переименовать Ленинград и Загорск (Сергиев Посад). Традиционно патриарх Кирилл проведет торжественное богослужение в Благовещенском соборе Кремля в честь нового президента.
Инаугурация в стиле "самостийность"
Поскольку президентами обзавелись все республики бывшего СССР, то каждая из них стала придумывать свой собственный вариант инаугурации. В каждом случае налицо было желание как можно больше отличаться от России и внести в церемонию национальный колорит.
На Украине очень хотели быть непохожими, а потому придумали свою изюминку - клятву на Пересопницком Евангелие XIV века - первой Библии, переведенной на украинский язык. Книга, правда, такая старая и ценная, что в последние годы главе государства дают копию. Боятся, что испортит.
В силу непростой политической ситуации инаугурация в Киеве собирает не всех гостей. Перед вступлением в должность Виктора Ющенко долго не хотели приглашать Виктора Януковича. А когда последний стал президентом, к нему на праздник не пришли депутаты из окружения Юлии Тимошенко. Кстати, после банкета Виктор Янукович поехал в родной Донецк праздновать победу и смотреть футбол. Впрочем, сам банкет больше напоминал фуршет. Ни салюта, ни фейерверка, ни Аллы Пугачевой. "У нас на это нет денег", - заявила представительница Партии регионов Анна Герман. Так что гостей накормили не рататуями, а борщом с варениками, которые та же А.Герман назвала "дешевыми".
Еще меньше повезло тем, кто приехал на инаугурацию президента Латвии Андриса Берзиньша. Получив ключи от резиденции в Рижском замке, он заявил, что бал надо устраивать не до работы, а после, и поехал в свою первую школу.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в первый раз принимал присягу под ненавистным ему белым флагом с красной полосой и гербом "Погоня". Церемония прошла очень быстро и неинтересно. В следующий раз все было иначе. И флаг заменили, герб и конституция оказались несколько другими. Вот только гостей с каждым разом становилось все меньше. Например, на последнюю инаугурацию не пришли представители стран Запада. Александр Григорьевич немного обиделся.
В Туркмении тоже бывает инаугурация. Зал, в котором проходила церемония с участием Гурбангулы Бердымухаммедова, стилизовали под традиционный ковер. Проявились в ходе инаугурации и особенности местной демократии: вход президента в зал в сопровождении оппонентов на выборах (что демонстрировало единство ради прогресса), клятва на Коране, целование флага, присутствие старейшин из всех областей страны. Правда, без казусов тоже не обходится. Старейшины не всегда выдерживают важность момента и даже падают в обморок.
Президент Грузии Михаил Саакашвили после второй инаугурации посмотрел в Тбилиси военный парад, где радостно полюбовался на солдат, марширующих с американскими винтовками, а на следующий день поехал в Кутаиси за благословением духовенства.
В Молдавии президент после инаугурации возлагает цветы к памятнику средневекового правителя Стефана Великого (Штефану чел Маре ши Сфынт).
В Узбекистане все, наоборот, очень скромно. Присяга Ислама Каримова в присутствии дипломатов и высших чиновников. Учитывая, что узбекского президента в принципе редко показывает местное телевидение, можно считать это тоже частью местной традиции.
Как это происходит у них
Большинство стран, где решили создать институт президентства, церемонию инаугураций без лишних затей переписали с Соединенных Штатов. В особенности это касается стран Латинской Америки.
В самих США церемония инаугурации проходит одинаково из раза в раз. Даже время всегда одно и то же - полдень 20 января, на площади перед Капитолием. Впрочем, и здесь есть место фантазии.
Присягают в США на Библии. Но не какой-то особенной. Например, Джордж Буш-младший клятву произносил на семейной Библии. Да и торжественный бал у него получился техасский, в стиле ранчо: гости приходили в смокингах, но в ковбойских ботинках.
Барак Обама в свою очередь поклялся на той же Библии, что и Авраам Линкольн в 1861г. Первый темнокожий президент в истории США очень хотел продемонстрировать свою значимость.
Б.Обама после инаугурации торжественно проехал в открытом лимузине к Белому дому, приветствуемый толпами своих поклонников. Бушу-младшему, кстати, такая поездка была не в радость: толпы вашингтонцев после второй инаугурации техасца вышли на улицы города, чтобы выразить протест против войны в Ираке.
Бывают и печальные исключения. Например, в 1963г. в случае с Линдоном Джонсоном не было ни бала, ни митинга, ни торжественного проезда на лимузине. Новый президент после убийства Джона Кеннеди принял присягу в самолете.
Не менее неприятная история произошла в 1841г. с президентом Уильямом Гаррисоном. Он произнес самую длинную инаугурационную речь в истории страны, замерз, заболел воспалением легких, а через месяц умер. Повторять рекорды У.Гаррисона больше никто не пытался.
Во Франции все намного скромнее. Клятвы никто не произносит. Президент получает Большую цепь Ордена Почетного легиона и ядерный код. Заветный чемоданчик ему в приватной обстановке передает прежний глава государства, после чего быстро покидает Елисейский дворец без лишних церемоний. Смотреть на салют в честь нового президента он, по-видимому, не желает.
В Чехии вспоминают историю и проводят церемонию во Владиславском зале Пражского Града, где осуществилась коронация последнего чешского короля. После этого президент возлагает цветы к памятнику первому президенту Чехословакии - Масарику.
В католической Польше после инаугурации новый президент идет в собор Святого Яна в Варшаве, где в честь него проходит месса, потом отправляется в склеп, чтобы поклониться первым президентам страны, а затем получает две главные награды страны. Теоретически возможен и бал. Впрочем, в случае с президентом Бронсавом Коморовским от вечерних торжеств отказались в память о погибшем под Смоленском Лехе Качиньском.
В Иране президент клянется на Коране, а в конце его благословляет мусульманский священнослужитель. Аналогично инаугурация проходит и в Афганистане при Хамиде Карзае.
В Никарагуа церемония инаугурации проходит на площади Революции. Там собираются гости, которым приходится стоять под палящим солнцем. При Даниэле Ортеге церемония несколько затянулась. В 2007г. гостям пришлось лишнее время позагорать, потому что президент никак не хотел вступать в должность без своего друга Уго Чавеса. А венесуэльский лидер опаздывал.
В Южной Корее инаугурация также проходит на улице. А поскольку там не так жарко, а облака в Сеуле не разгоняют, то гостям на всякий случай выдают дождевики.
Кстати, выбор гостей и участников церемонии также заставляет поломать голову. Например, в Чили в 1990г. Патрисио Айлвин очень не хотел получать президентские символы из рук прежнего главы государства, диктатора Аугусто Пиночета. Пришлось ставить между ними председателя сената, выступившего посредником.
С гостями возникли проблемы и в Загребе - во время инаугурации Иво Иосиповича. Он пригласил одновременно президентов Косово и Сербии. Последний обиделся и ехать в Хорватию не захотел.
Артем Филипенок, РБК