В Думе предложили наделить священников статусом ветеранов боевых действий

В Госдуму внесли законопроект, в котором предлагается наделить священнослужителей статусом ветеранов боевых действий. Документ опубликован в электронной базе нижней палаты парламента.
Его подготовили депутаты-единороссы, глава комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и его заместители Ирина Панькина, Дмитрий Вяткин и Даниил Бессарабов. Поправки вносятся в ст. 3 и 4 закона «О ветеранах».
С начала военных действий на Украине в феврале 2024 года священники на фронте «оказывают значимое религиозно-нравственное воздействие на лиц, участвующих в боевых действиях, поддерживают их, вселяют им веру и надежду, побуждая к воинским подвигам во имя Родины», говорится в пояснительной записке. «Кроме того, священнослужители помогают раненым, а также провожают в последний путь погибших бойцов, находясь в том числе на самой передовой и рискуя своими жизнями и здоровьем», — отмечается в ней.
Авторы законопроекта предлагают предоставить статус ветеранов боевых действий священнослужителям «централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру». Для получения такого статуса они должны совершать богослужения и другие религиозные обряды с участием военнослужащих, мобилизованных и добровольцев не менее четырех месяцев в зоне боевых действий («при наличии письменного подтверждения руководящего органа (центра) соответствующей централизованной религиозной организации»). В случае ранения, контузии, увечья или заболевания они получат статус инвалидов боевых действий.
В апреле 2023 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл назначил клирика Санкт-Петербургской епархии, протоиерея Димитрия Василенкова главным военным священником, «окормляющим военнослужащих Вооруженных сил России и сотрудников иных силовых структур в зоне проведения специальной военной операции».
Весной 2024 года в Русской православной церкви (РПЦ) сообщили, что в зоне боевых действий работают 309 штатных капелланов, а также священнослужители-добровольцы — они составляют 60–70% всех священников на фронте. Там не хватает около 1,3 тыс. штатных священнослужителей, отметили в РПЦ. Всего в зоне боев побывали около 1 тыс. священников — штатных и добровольцев. Шесть капелланов погибли, восемь были ранены, уточнили там.
В Минобороны пояснили, что капелланы служат молебны, совершают обряды крещения, освящают военную технику.
Институт военных священников в современной России появился согласно указу президента Дмитрия Медведева от 21 июля 2009 года. По положению РПЦ о военном духовенстве, стать капелланами могут священники с пастырским опытом, «позволяющим окормлять и просвещать военнослужащих», имеющие высшее образование (в том числе светское) и получившие «положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья».
«С точки зрения христианского вероучения война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4:3-12). Признавая войну злом, Церковь благословляет своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и своего Отечества. Церковь во все времена относилась с уважением к воинам, которые ценой собственной жизни и здоровья выполняли свой долг», — говорится в положении.
Читайте РБК в Telegram.