«Пересвет», «Зубр» и «Вятич»: какие спецотряды войдут в Нацгвардию
В состав Национальной гвардии войдут подразделения внутренних войск (ВВ) МВД, СОБРа и ОМОНа, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, вневедомственная охрана, в частности Центр спецназначения вневедомственной охраны МВД, и подразделения МВД, которые занимаются контролем над соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и сфере частной охранной деятельности. Об этом говорится в указе президента, подписанном 5 апреля.
Общую численность Нацгвардии определит президент, однако источник «Интерфакса» предполагает, что она составит 350–400 тыс. человек: 170 тыс. — это внутренние войска, еще 200 тыс. — вневедомственная охрана. Еще около 30 тыс. человек служат в отрядах ОМОНа и СОБРа, отмечает собеседник РБК в правоохранительных органах.
ОМОН
Отряды мобильные особого назначения были созданы в 1988 году, когда возросла вероятность массовых беспорядков. Численность подразделений не раскрывается. Отряды ОМОНа дислоцируются по региональному признаку и подчиняются местным управлениям ГУВД.
В 2010 году журнал The New Тimes писал о бойцах второго батальона ОМОНа столичного ГУВД, которые пожаловались Дмитрию Медведеву, занимавшему в то время пост президента, на невыносимые условия работы. По сведениям журнала, руководство батальона ставило перед подчиненными план по задержаниям за смену и использовало бойцов для охраны элитных коттеджей и «крышевания проституток». Позднее, писал журнал, на героев публикации было оказано давление. Владимир Колокольцев, который в то время был начальником столичного ГУВД, утверждал, что служебная проверка не подтвердила фактов, изложенных в статье.
Одним из крупнейших отрядов ОМОНа является «Зубр». Он был создан в 2006 году на базе ОМОН ГУВД по Московской области. Численность подразделения составляет около 2,5 тыс. человек. «Зубр» обеспечивал порядок на «Маршах несогласных» в Нижнем Новгороде, Рязани и Москве. В 2011 году было возбуждено уголовное дело в отношении банды, занимавшейся похищением людей и вымогательством. В состав группировки входили бойцы «Зубра» и подручные криминального авторитета Акопа Меликсетяна, который считался сподвижником вора в законе Аслана Усояна по прозвищу Дед Хасан.
В 2013 году отряд «Зубра» принимал участие в операции по поимке «белгородского стрелка».
СОБР
Функции большинства спецподразделений сейчас во многом пересекаются, отмечает в разговоре с РБК зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев. «Разница в том, что они были созданы в разное время разными структурами. СОБРы создавались при РУБОПах как специальные подразделения, которые должны были поддерживать действия по борьбе с организованной преступностью. ОМОН создавался при МВД раньше СОБРа, когда организованной преступности еще не было».
Предшественником Специального отряда быстрого реагирования был образованный в 1978 году Отряд милиции спецназначения при столичном ГУВД. Современное название СОБР получил в 2012 году после нескольких переименований.
В октябре 2013 года СОБР участвовал в задержании Орхана Зейналова, позднее осужденного за убийство жителя столичного района Западное Бирюлево Егора Щербакова. Это преступление спровоцировало массовые беспорядки и привело к столкновениям с полицией. После поимки Зейналова бойцы СОБРа доставили подозреваемого министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву.
ОСН
Отряды спецназначения (ОСН) были в структурах исправительных учреждений и во внутренних войсках. «Нацгвардия объединит эти разные части, которые выполняли одни и те же функции», — пояснил Валеев РБК.
Известно о полутора десятках отрядов специального назначения. ОСН расположены в Москве, Новочеркасске, Хабаровске, Кемерово, Челябинской области и на Северном Кавказе. Самый известный из них — 604-й Краснознаменный центр специального назначения, сформированный из центров «Витязь» и «Русь».
«Витязь», в частности, участвовал в штурме Театрального центра на Дубровке при захвате заложников в 2002 году, писала обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская.
Московский «Пересвет» был создан в 2006 году для охраны порядка в столице. «Создание отряда обусловлено тем, что в столице должны быть <…> еще одно подразделение для участия в массовых мероприятиях», — объяснял его создание в 2006 году главком ВВ МВД генерал-полковник Николай Рогожкин.
Отряд «Вятич», расположенный в городе Армавир Краснодарского края, принимал участие во второй чеченской кампании. В 1999 году в Новолакском районе Дагестана «Вятич» подвергся атакам боевиков и авиаударам ВВС России, в результате чего понес большие потери (по разным оценкам, от 23 до 80 человек). В кавказских кампаниях участвовали центры «Росич» и «Эдельвейс».
Чеченские спецназовцы
46-я Отдельная бригада оперативного назначения ВВ МВД России считается одной из крупнейших в составе внутренних войск, в нее входят в том числе воинские части, которые комплектуются по национальному признаку, — это чеченские батальоны «Север» и «Юг». Их общая численность, по данным «Новой газеты», не превышает 2 тыс. человек.
Батальон «Север» был сформирован в 2006 году. В его состав вошли бывшие боевики, перешедшие после 2003 года на сторону Рамзана Кадырова.
Батальоном «Север» руководит Алибек Делимханов, родной брат депутата Госдумы Адама Делимханова, которого чеченский лидер Рамзан Кадыров называет своим преемником. В батальоне служили Руслан Мухудинов, которого следствие считает организатором убийства Бориса Немцова. Офицером этого же подразделения был и Руслан Геремеев, которого адвокаты родственников оппозиционера считают настоящим организатором покушения. В батальоне служили и те, кого в СКР называют непосредственными исполнителями, — это погибший при задержании Беслан Шаванов и предполагаемый убийца Заур Дадаев.
Полк вневедомственной охраны объектов нефтяной инфраструктуры МВД Чечни насчитывает около 3 тыс. человек. В 2003–2006 годах этим подразделением руководил Делимханов. По данным «Мемориала», полк финансировала компания «Грознефтегаз», дочернее предприятие «Роснефти». Правозащитники неоднократно обвиняли бойцов «нефтяного полка» в похищениях и пытках чеченцев.
Унификация спецотрядов
Включение в войска Нацгвардии силовых подразделений, входивших до сих пор в структуру МВД, позволит им больше времени уделять повышению своих профессиональных навыков и более четко распределить обязанности между собой, считает депутат-единоросс Михаил Старшинов. «Подразделения СОБРа и ОМОНа были милицейскими структурами, но выполняли силовые функции. Теперь они перейдут к силовикам, а в МВД останутся подразделения, которые занимаются оперативной работой», — пояснил он.
Не видит смысла оставлять различные спецподразделения и бывший зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков. «Смысла сохранять их различные названия, символику и т.д. нет, ведь функции у них были одни и те же, а теперь они объединились», — рассуждает он в разговоре с РБК.
С ним не соглашается адвокат, бывший следователь МВД Владимир Жеребенков. По его мнению, такие подразделения, как СОБР, «Зубр», ОМОН, не нужно унифицировать. «Каждое из них выполняет свои задачи: «Вымпел» — это борьба с терроризмом, «Зубр» — безопасность в колониях, ОМОН — порядок во время общественных мероприятий», — отмечает юрист. Разная специфика работы требует узкопрофильных специалистов, считает Жеребенков, унификация же может привести к снижению уровня профессионализма.
По словам адвоката, власти слишком увлеклись реформированием правоохранительной системы. «Милицию переименовали в полицию, и ничего не изменилось, только деньги на ребрендинг потратили», — сетует юрист.
При участии Фариды Рустамовой, Анастасии Михайловой, Марии Макутиной