Transparency International принудительно включена в реестр «иноагентов»
Российское подразделение Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transperency International включена в реестр НКО-«иноагентов», сообщается на сайте Минюста. Эта 52-я по счету организация, которую министерство вносит в реестр «иноагентов».
«Факт соответствия названной организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции «иностранного агента», был установлен в ходе проведения проверки органами прокуратуры Москвы», — говорится в сообщении.
Генеральный директор российского отделения Transparency International Антон Поминов заявил Интерфаксу, что организация обжалует решение Минюста.
В феврале руководство российского отделения получило представление Таганской межрайонной прокуратуры, которая потребовала устранить нарушения законодательства об НКО. В сообщении Transparency International тогда указывалось: прокуроры считают деятельность организации нацеленной в том числе «на вмешательство в проводимую государством политику в сфере борьбы с коррупцией путем лоббирования своих предложений по ее изменению, на формирование общественного мнения о необходимости изменений проводимой органами власти политики в указанной сфере».
Тогда прокуратура сослалась на договоры пожертвования, которые были заключены между отделением в России и секретариатом организации в Берлине, а также обратила внимание на пресс-релиз организации, опубликованный 3 декабря 2014 года. Тогда правозащитники с выводами прокуратуры категорически не согласились и посчитали их ошибочными, а также заявили, что намерены представление обжаловать.
До этого, 30 января, в офис Transparency International пришли прокуроры с проверкой. Тогда Таганская межрайонная прокуратура Москвы запросила ряд документов, в том числе учредительные и уставные документы, сведения об учредителях, документы, раскрывающие источники поступления средств, их государственную принадлежность, информацию обо всех проводимых мероприятиях и ряд других документов. Эти документы организация должна была предоставить за три дня. Тогда же организацию обязали представить на русском языке отчеты, которые отделение передает грантодателям. В Transparency International отметили, что фактически за три дня им придется перевести более пятисот страниц текста на английском языке.
Тогда председатель правления организации Елена Панфилова уточнила, что в ходе проверки «никто не врывался, ничего не громил».
В декабре организация опубликовала отчет, согласно которому Россия в Индексе восприятия коррупции получила 27 баллов из 100 возможных, что отправляет страну на 136-е место в мире. Такой же результат показали Нигерия, Ливан, Киргизия, Иран и Камерун. Предыдущий результат был незначительно выше — 28 баллов и 127-е место.
Через несколько дней с критикой этого рейтинга выступил глава администрации Кремля Сергей Иванов и заявил, что при составлении рейтинга организация обращалась к «неким экспертам». По его словам, существуют и более авторитетные рейтинги, среди которых Ernst & Young. До этого депутат Госдумы, комментируя сообщение Transparency International, заявила, что «рейтинги, которые игнорируют развитие антикоррупционного законодательства в России, являются ангажированными».