Дипломат объяснил, как Индия стала главным покупателем оружия у России
Как Индия стала крупнейшим покупателем российского оружия
Индия — крупнейший партнер России в оборонной сфере, и Москва предлагает Нью-Дели лучшие условия для сотрудничества, рассказал РБК назначенный посол России в Индии Денис Алипов. По его словам, общий портфель индийских заказов в денежном выражении превышает $14 млрд.
«Это, кстати, четверть российских продаж вооружений за границу. Индия для нас — крупнейший партнер в оборонной сфере», — сказал дипломат. «Цифра большая, будем надеяться, что она будет расти. Планы большие, но рынок уже давно очень конкурентный. Он был таким, когда еще действовала схема купли-продажи вооружений, и сейчас такой, когда индийцы переориентируют своих партнеров на передачу технологий. Мы предлагаем индийцам, пожалуй, лучшие условия, поэтому с нами сложно конкурировать», — сказал Алипов. Он добавил, что вооружения — «не семечки, которые в этом году могут быть проданы на одну сумму, а в прошлом — на другую», контракты рассчитаны на долгие годы и на перспективу. Они сопровождаются офсетными программами, продолжением сотрудничества, и поэтому корректнее говорить об общем портфеле заказов, нежели разделять суммы продаж по годам, пояснил Алипов.
Денис Алипов был назначен чрезвычайным и полномочным послом России в Индии 12 января 2022 года указом президента Владимира Путина. Верительные грамоты он пока не вручил. Алипов родился в 1970 году, окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ, на дипломатической службе — с 1993 года. C 2010 по 2016 год — советник-посланник посольства России в Индии. В 2016–2022 годах — заместитель директора Второго департамента Азии МИД России.
Во время визита российского президента Владимира Путина в Индию в декабре прошлого года страны подписали межправительственное соглашение о программе военно-технического сотрудничества (ВТС) с 2021 по 2030 год. Оно включает поставку и разработку вооружений и военной техники. Также Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди подписали совместное заявление, в котором говорится о переориентации сотрудничества Москвы и Нью-Дели в сфере ВТС на совместную разработку и производство передовых оборонных технологий и систем.
Комментируя возможность отказа Индии от контракта на поставку российских систем С-400 из-за возможных санкций со стороны Вашингтона в рамках закона CAATSA («О противодействии противникам США посредством санкций»), Алипов подчеркнул, что «Индия неоднократно заявляла, что проводит независимую внешнюю политику, и эта сделка соответствует интересам ее безопасности и касается только наших двух стран». «У нас нет никаких сомнений в ее приверженности этим договоренностям», — добавил дипломат. Ранее газета Hindustan Times со ссылкой на источники сообщила, что первый полковой комплект ЗРК С-400 «Триумф» в Индии будет введен в эксплуатацию в апреле, а остальные четыре — до 2023 года.
Говоря о совместном производстве вооружений с Индией и передаче ей технологий, Алипов заверил, что у России достаточно весьма конкурентных предложений, которые могут заинтересовать индийских партнеров. «Из действующих проектов я назвал бы производство ракет BrahMos — это очень успешный проект, и производство автоматов Калашникова, которое сейчас запускается в Индии. Это тоже примеры совместного производства и передачи технологий», — сказал Алипов.
От чего зависит строительство новой АЭС
Алипов не согласен с тезисом, что развитие торгово-экономических отношений России и Индии замедлилось. Он напомнил, что в 2019 году Новолипецкий металлургический комбинат принял решение расширить свое присутствие на индийском рынке и сейчас достраивает новый завод по производству высококачественной стали в Индии. Он должен быть запущен в 2022 году. Также дипломат отметил начало в 2017 году алмазогранильного производства силами индийской компании КГК ДВ (входит в корпорацию KGK Group) во Владивостоке. «Сейчас на Дальнем Востоке действуют две индийские компании, которые заняты в алмазогранильном бизнесе. И в целом, как известно, интерес Индии к Дальнему Востоку весьма велик. Это касается и, например, добычи коксующихся углей, нефтегазовой отрасли, Северного морского пути, взаимодействия в транспортных и логистических проектах», — сказал Алипов.
Дипломат также рассказал о ходе переговоров с Нью-Дели по поводу строительства АЭС российского дизайна. Ранее «Росатом» выразил готовность развернуть серийное сооружение атомных энергоблоков российского дизайна самого современного поколения 3+ на новой площадке в Индии. По словам Алипова, серийное производство атомных станций российского дизайна в Индии предполагает выделение под них большей территории. «Переговоры об этом ведутся. Принципиальная договоренность о выделении новой площадки под АЭС российского дизайна достигнута, но конкретное место индийцами пока не закреплено. В такой густонаселенной стране, как Индия, не так просто найти подходящее место, отвечающее всем требованиям. В любом случае это задача индийской стороны, и мы бы хотели, чтобы это произошло как можно скорее», — сказал Алипов. Он усомнился в возможности дать прогноз относительно сроков закрепления новой площадки под АЭС, но отметил, что у российской стороны есть пожелание не затягивать с этим вопросом.
Какую роль Индия играет в отношениях с США и Китаем
По словам Алипова, Россия и Индия продолжают активно развивать двухсторонние связи, укреплять особо привилегированное стратегическое партнерство. «Выражаясь простыми словами, нам с Индией нечего делить, а потому и нет основы для каких-либо разногласий. Индия является самостоятельным субъектом международных отношений, ее вес в мире неуклонно возрастает, такая тенденция полностью соответствует интересам Российской Федерации», — сказал дипломат.
Комментируя высказывания экспертов о том, что США видят в Индии одного из главных союзников в противостоянии Китаю, собеседник РБК назвал такую точку зрения ошибочной. «Я считаю ошибочной точку зрения, что Индия становится проводником чьих-либо амбиций в противостоянии с Китаем. Американцы могут считать иначе, и, как говорится, на здоровье, пусть заблуждаются и дальше. При этом наши тесные отношения с Китаем самодостаточны, они имеют объединительную повестку дня и ни против кого не направлены. В равной степени мы имеем самоценные отношения и с Индией», — пояснил Алипов.
Дипломат добавил, что у России уже давно налажено плотное взаимодействие с Индией по афганской тематике как на двухсторонней основе, так и в рамках многосторонних механизмов. «Одним из таких является Московский формат консультаций по Афганистану, где Индия участвует наряду с другими ключевыми государствами региона. По линии Совета безопасности у нас ведется двусторонний диалог на уровне секретарей советов безопасности», — сказал он. Алипов подтвердил, что консультационный механизм по Афганистану по линии советов безопасности, о котором Путин и Моди договорились по итогам саммита, уже начал свою работу. По его словам, в рамках механизма затрагиваются все аспекты, которые имеют отношение к вопросам безопасности, контртеррористическому взаимодействию и работе применительно к тем угрозам, которые исходят из Афганистана. «И Россия, и Индия считают деятельность террористических организаций на территории Афганистана главным дестабилизирующим фактором, который влияет на обстановку с безопасностью в стране. Среди таких группировок можно в первую очередь назвать запрещенные в России [террористические организации] ИГИЛ, «Аль-Каиду», «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Джамаат Ансарулла» и другие. Особенно беспокоит расширение позиций ИГИЛ, которая не скрывает планов распространить свое влияние на центральноазиатские государства, а потом и на Россию», — добавил он.