Титов назвал имена желающих вернуться в Россию бизнесменов
Список Титова
В среду, 7 февраля, выставивший свою кандидатуру на пост президента России бизнес-омбудсмен Борис Титов раскрыл журналистам список уехавших в Великобританию россиян, которые выразили желание вернуться на родину. Это 16 человек, наряду с предпринимателями в нем бывшие заместитель федерального министра, декан и адвокат. По словам Титова, список представлен президенту России.
В Кремле список получили, сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он добавил, что случай каждого из фигурантов списка «уникален» и по каждому поводу Кремль будет консультироваться «с соответствующими силовыми структурами, которые в свое время имели вопросы к этим нашим согражданам».
Бизнесмены, юрист и чиновник
В списке бизнес-омбудсмена фигурируют бывший замминистра сельского хозяйства России Алексей Бажанов (обвиняется в мошенничестве, находится в международном розыске), основатель холдинга «Марта» Георгий Трефилов, адвокат Евгений Рыжов (проходит по делу о попытке рейдерского захвата особняка на Гоголевском бульваре в Москве), топ-менеджеры и основатели девелоперской компании «Квартстрой» Александр Делис, Павел Власюк и Александр Байгушев, бывший декан факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН Виктор Ламаш, предприниматель из ХМАО Константин Дюльгеров (обвинял местных силовиков в политическом преследовании), бывший совладелец Единого строительного банка Василий Дякун, бывший заместитель представителя губернатора Свердловской области при президенте Сергей Капчук, обвиняемый в мошенничестве пензенский предприниматель Алексей Шматко (утверждал, что руководство регионального ФСБ претендует на его бизнес), а также бизнесмены Леонид Кураев, Евгений Петров, Азамат Кильдигушев, Андрей Каковкин, Владимир Зюзин.
Еще один бизнесмен, также пожелавший вернуться в Россию, в список пока не включен — как объяснил Титов, у него еще нет «полной информации» об этом предпринимателе. Бизнес-омбудсмен не исключил, что список может быть еще расширен.
В аппарате уполномоченного РБК рассказали, что к нему обращались более 20 предпринимателей, находящихся в розыске, которым в вину вменяются экономические преступления. Все фигуранты списка еще не осуждены, уточнил РБК общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере международного и федерального розыска Дмитрий Григориади.
Подход к составлению списка вызывает вопросы, сказал РБК адвокат Александр Молохов, поскольку в нем не все являются бизнесменами. В частности, поясняет Молохов, это бывший госслужащий Бажанов, чье дело не связано с коммерческой деятельностью, и адвокат Рыжов, который, по словам Молохова, «ни минуту в своей жизни не работал как предприниматель». «Этот список составлялся по принципу «с бору по сосенке», и туда попали все, кто хоть немного хотел туда попасть», — предполагает юрист. Действительно, известные и крупные бизнесмены — например, Чичваркин — просто не увидели для себя пользы в этом обращении, считает он. «Да и не хотят они возвращаться в Россию, поэтому в списке большинство тех, про кого мы не слышали», — добавил Молохов.
Чем может помочь президент
Работой с преследуемыми бизнесменами в аппарате Титова занимается адвокат Дмитрий Григориади. «Он проводит встречи с этими людьми. Есть меры реагирования, предусмотренные федеральным законом об уполномоченном. Мы добиваемся проверки законности возбуждения дел, их квалификации, законности объявления в розыск», — рассказали РБК в штабе омбудсмена.
Для «лондонских сидельцев» обращение к президенту — это последний шанс повлиять на ход своих уголовных дел, считает председатель московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев. При этом у президента нет полномочий, которые бы позволяли ему обязать суд пересмотреть дела фигурантов списка, отметил он. «Но у президента есть возможность обратиться в следственные органы с просьбой выйти в суды с предложением пересмотреть материалы следствия и по возможности отменить уголовные дела», — уточняет Князев. При этом факт обращения Титова напрямую президенту, рассуждает Князев, сам по себе можно трактовать так: «Без президента как гаранта Конституции у нас в стране ничего не решается».
Кроме того, у президента России есть право на помилование, но сделать это можно только в отношении уже осужденных, и для фигурантов списка Титова это не подходит, продолжает Князев.
Теоретически фигуранты списка Титова могли бы попасть под амнистию, поясняет Князев, поскольку она распространяется как на уже осужденных, так и на подследственных. «Но для этого должен быть принят Госдумой акт амнистии, и его должен поддержать Совет Федерации, — напомнил адвокат. — Но обычно амнистия не выборочная — освобождают, например, всех беременных женщин, осужденных до пяти лет, или всех мужчин-инвалидов, а не конкретных Иванова, Петрова, Сидорова».
Письменное обращение президента вполне может быть действенным механизмом, сказал РБК адвокат Валерий Ванин. Если Путин письменно поручит следственным и судебным органам вернуться к рассмотрению дел преследуемых россиян, они должны будут «отчитаться о результатах», поясняет адвокат. А это повышает шансы на пересмотр дел, говорит он.
Список как часть кампании
Помогая оставшимся за границей российским бизнесменам, Титов привлекает к себе внимание проживающего за рубежом электората перед выборами, считает адвокат Ванин. Этот электорат не стоит недооценивать, уверен юрист: по данным 2006 года, только в Лондоне живут около 300 тыс. российских граждан. «Конечно, они следят за этой историей, за встречей Титова с крупными предпринимателями в Лондоне, — добавил Ванин. — Титов таким образом зарабатывает голоса».
Но помимо работы на свою кампанию у Титова может быть и другой мотив публично заступаться за фигурантов своего списка: попытаться доказать Кремлю свою полезность в должности бизнес-омбудсмена, считает политконсультант Дмитрий Фетисов. По его мнению, Титов чувствует, что в ближайшем будущем Кремль может взять курс на возвращение капиталов в Россию, и уполномоченному важно «застолбить за собой эту тему».
Омбудсмен-кандидат
Борис Титов заявил, что намерен идти на президентские выборы в ноябре прошлого года. К середине января ему удалось собрать 100 тыс. подписей, необходимых, чтобы пойти на выборы от выдвинувшей его Партии роста. ЦИК обнаружила 4,35% брака в собранных им подписях — при допустимом браке 5% — и 7 февраля зарегистрировала его кандидатом.