Россия начала высылку северокорейских рабочих из-за санкций против КНДР
Россия в соответствии с принятой в декабре прошлого года резолюцией Совета безопасности ООН начала депортировать из страны на родину северокорейских трудовых мигрантов. Об этом российский посол в КНДР Александр Мацегора сообщил журналистам, передает ТАСС.
«Многие губернаторы, чтобы доложить о досрочном выполнении [резолюции], начали отправлять корейцев», — сказал он, подчеркнув при этом, что «запрет на рабочих из Северной Кореи будет серьезным ударом по российской экономике». Особенно сильно, по мнению дипломата, это скажется на Дальнем Востоке. «У нас стройка сейчас в Приморском крае в основном идет силами северокорейских рабочих, их, по-моему, [там] около 12 тыс. [человек]», — рассказал Мацегора. Заменить на этой площадке трудовых мигрантов из Северной Кореи китайскими рабочими, по мнению российского посла, будет невозможно.
«Средняя зарплата китайца сейчас выше, чем в России. Я с болью это говорю. Китайцу ехать работать в Россию сейчас не с руки, а с корейцами договариваться мы можем», — добавил дипломат, заметив однако, что Россия, несмотря ни на что, «решения Совбеза ООН выполняет неукоснительно».
Прежде, по данным Мацегоры, Россия ежегодно выдавала северокорейским гражданам от 12 тыс. до 15 тыс. виз для временной работы. Максимальное число мигрантов из КНДР, которые одновременно находились на территории России, как уточнил посол, составляло до 37 тыс. человек. В целом же Россия, как напомнил Мацегора, использует рабочую силу из Северной Кореи уже на протяжении более полувека. Впервые рабочие из КНДР, по его словам, появились в Советском Союзе в 1946 году. Тогда они работали на Сахалине, теперь эти люди трудятся «практически по всей России», подчеркнул дипломат, заметив, что «они едут не индивидуально, а бригадами».
«В основном это строители, но они также работают на Дальнем Востоке на наших рыбных заводах, они работают в сельском хозяйстве», — рассказал Мацегора. О трудовых мигрантах из КНДР он отозвался как о «дисциплинированных, законопослушных, трудолюбивых и готовых работать в полевых условиях» людях. «Для России это очень выгодно с точки зрения экономической, особенно для дальневосточных регионов», — добавил дипломат.
Перспектива получить работу в Россию для граждан КНДР, по его мнению, является «гигантским стимулом для изучения русского языка». При этом мнение, что в России северокорейские мигранты трудятся «в рабских условиях», Мацегора отверг. «Полная ерунда», — отреагировал он на соответствующий вопрос, заметив, что «корейцам наши работодатели платят примерно столько, сколько получает [условный] Иван Иванович, который работает рядом на такой же должности». В среднем северокорейские граждане, как уточнил российский посол, получают в России около $500.
Также Мацегора отметил, что власти России «никого не возвращают в КНДР насильно». Подобных случаев, по его словам, не было ни разу. Такие вопросы решаются в координации с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, заметил дипломат. «Мы в контакте с комиссариатом ООН по делам беженцев, все проблемы этих людей, которые решили не возвращаться, мы решаем», — подчеркнул посол России в КНДР.
Санкции в отношении Северной Кореи, которые предполагают высылку из стран — участниц ООН северокорейских трудовых мигрантов, международная организация приняла 22 декабря прошлого года. Все граждане КНДР, согласно этому документу, должны быть депортированы на родину в течение двух лет с момента одобрения резолюции. Кроме того, документ ограничил порядка 90% экспорта продуктов нефтепереработки в КНДР — теперь в страну нельзя поставлять более 500 тыс. барр. в год. Все эти меры, по мнению Совбеза ООН, должны были лишить Пхеньян средств на дальнейшую разработку ядерного оружия и средств его доставки.
При этом северокорейский лидер Ким Чен Ын, комментируя принятие соответствующей резолюции, заявлял, что КНДР благодаря своей экономической системе может жить в режиме санкций «хоть сто лет». Несмотря на это в нарушении санкционного режима американские военные уже не один раз уличали Китай и Вьетнам (китайские корабли, как стало известно в январе газете The Wall Street Journal, по меньшей мере шесть раз перевозили уголь из КНДР во Вьетнам). Также ограничения, по мнению Госдепа, не соблюдает Россия. Ее официальный представитель американского внешнеполитического ведомства Хизер Нойерт в январе обвиняла РФ в «незаконной торговле углем [с КНДР] через порты».