Почему Дональд Трамп мало знает об Украине
«Мы не знаем точно, что там происходит», — ответил 6 февраля президент США Трамп на вопрос ведущего телеканала FoxNews Билла О'Рейли о том, не был ли президент оскорблен возобновлением боевых действий «пророссийскими силами» на Украине уже после телефонных переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным. Трамп заметил, что пока не известно достоверно, контролирует Россия ополченцев в Донбассе или нет. «Мы не знаем, они неконтролируемы? Контролируемы? Так бывает. Мы выясним. Я был бы удивлен, но мы выясним», — заявил президент США.
Подход к Украине
Нового американского лидера ранее неоднократно обвиняли в незнании ситуации на Украине. В интервью телеканалу ABC News в июле 2016 года тогда еще кандидат в президенты, обсуждая позицию Республиканской партии по отношению к России, Украине и к возможности отмены антироссийских санкций, заявил в прямом эфире, что Путин «не пойдет на Украину». Ведущий Джордж Стефанопулос поправил тогда Трампа, заявив, что «Путин уже на Украине», и предположил, что политику, видимо, неизвестно о присоединении Крыма к России в 2014 году. «Я знаю это точно. Это было примерно два года назад, да? Примерно. Это произошло при Обаме», — поспешил оправдаться Трамп. Следом он отметил, что в случае прихода к власти рассмотрит вопрос о принадлежности Крыма к России. Однако добавил, что, по его информации, жители Крыма сделали свой выбор в пользу России, а возвращение к этому вопросу может спровоцировать третью мировую войну.
Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк назвал июльские заявления Трампа «нарушением моральных и цивилизованных принципов». Позднее Трамп разъяснил свои высказывания, вызвавшие критику в США и негодование Киева. В своем Twitter Трамп сообщил, что он имел в виду, что Путин не станет вторгаться снова на Украину, в случае если Трампа изберут президентом. Посол Украины в США Валерий Чалый рассказал тогда Foreign Policy об опасениях Киева, что при Трампе США изменят свою политику в отношении Украины в сторону более тесного сотрудничества с Москвой.
Контакт с президентом Украины Петром Порошенко Трамп установил сравнительно поздно. Их первый телефонный разговор состоялся 4 февраля — к этому моменту избранный президент США уже провел переговоры с большинством мировых лидеров. В ходе телефонного разговора лидеры США и Украины обсудили ряд вопросов, в том числе затянувшийся конфликт России и Украины. Трамп подчеркнул, что США намерены работать и с Украиной, и с Россией, также со всеми вовлеченными в конфликт сторонами для «восстановления мира вдоль границы», сообщается в пресс-релизе на сайте Белого дома. За неделю до этого, 28 января, Трамп провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным, в ходе которых главы государств обсудили положение дел на Украине.
Трамп заявил, что «хочет во всем разобраться на Украине и хочет понять, кто и как себя ведет», заметил 7 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Это уже, я считаю, большой качественный сдвиг по сравнению с администрацией Обамы, которая пыталась все требовать от нас, а [президента Украины] Порошенко всячески выгораживать», — заявил министр ТАСС.
«Есть хорошая информация: президент Соединенных Штатов абсолютно четко понимает, что здесь происходит, и заверил в полной поддержке Украины», — представила другую точку зрения на высказывания Трампа лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко. Ей на состоявшемся 2 февраля Национальном молитвенном завтраке в США удалось встретиться с Дональдом Трампом и первыми лицами его администрации.
Смена команды
После инаугурации Трампа американское правительство покинули эксперты, ответственные до тех пор за формирование политики страны на украинском направлении. В первую очередь — вице-президент Джо Байден и помощник госсекретаря Виктория Нуланд.
«Никто из правительства США не обладал таким большим влиянием на Украину, как вице-президент Байден», — писал в октябре аналитический журнал Foreign Policy. Обама и Байден, отмечает издание, с начала украинского кризиса поделили обязанности: президент обеспечивал единую позицию Запада в отношении санкций, вице-президент занимался всей остальной работой, включая контроль исполнения Киевом минских соглашений.
В последние годы Байден неоднократно бывал в Киеве, встречаясь с украинским руководством. Свою последнюю зарубежную поездку в должности вице-президента он совершил 16 января тоже в Киев. «Джо играл уникальную и ценную роль, его будет очень сложно заменить», — рассказала FP экс-министр финансов Украины Наталья Яресько.
Нуланд с сентября 2013 года занимала должность помощника госсекретаря по Европе и Евразии, и Украина входила в сферу ее ответственности. Нуланд занималась мониторингом реформ на Украине, вопросами предоставления Киеву кредитов, вела переговоры с помощником президента России Владиславом Сурковым, курирующим украинское направление в Кремле. Она уволилась по собственному желанию 25 января 2017 года, через несколько дней после инаугурации Трампа.
Как рассказал РБК программный директор дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Сушенцов, в «украинскую команду» Обамы входил и нынешний заместитель главы миссии посольства США на Украине Джордж Кент. По словам Сушенцова, Кент является учеником Джона Хербста, который был послом на Украине в период «оранжевой революции». Сам Кент в те годы работал замглавы политического департамента посольства. «Кент и Хербст принадлежат к категории дипломатов с «черно-белым» видением мира и ощутимым антироссийским уклоном», — подчеркивает Сушенцов. Останется ли он в Киеве после смены администрации США, неизвестно.
Вашингтон разделился по Украине
Новая американская администрация в своем отношении к России и Украине разделилась на два лагеря, подчеркивает старший аналитик киевского Института евроатлантического сотрудничества Андреас Умланд. Более дружественно к Москве относятся ближайшие советники Трампа, тогда как руководство Госдепартамента, ЦРУ и ряд видных политиков-республиканцев настаивают на продолжении «жесткой линии» в отношении России. «Исходящие от команды Трампа сигналы крайне противоречивы», — указывает Умланд.
Публично на продолжении давления на Москву настаивают многие однопартийцы Трампа. Сенатор Джон Маккейн две недели назад назвал возможное снятие санкций с России «безрассудным курсом», а на прошлой неделе призвал Трампа начать поставки Киеву летального оружия для защиты от «российских атак». В понедельник позицию Маккейна поддержал конгрессмен-республиканец Мак Торнберри, глава комитета нижней палаты по вооруженным силам.
Новый постпред США при ООН Никки Хейли, утвержденная по предложению Трампа, в своей первой речи в Совбезе ООН 2 февраля обвинила Россию в эскалации событий в Донбассе. «Мы хотим улучшить отношения с Москвой, но ужасная ситуация на востоке Украины требует от нас жестко осудить действия России», — подчеркнула она.
Старший эксперт Atlantic Council Диана Фрэнсис утверждает, что речь Хейли была согласована с советником президента по национальной безопасности Майклом Флинном, который днем ранее объявил «официальное предупреждение» Ирану из-за ракетных испытаний.
Однако, по мнению Сушенцова, высказывание Хейли носит скорее внутриполитический характер: оно призвано показать американской элите, что новая администрация не станет резко менять существующую политику в отношении Москвы и снимать санкции. Осторожный и постепенный поиск нового курса — это одно из трех положений, на которых, по мнению Сушенцова, может выстраиваться политика Трампа по отношению к России и Украине. Два других фактора: признание Украины вне сферы жизненных интересов США, а также рассматривание украинского конфликта как проблемы европейской безопасности. «Соответственно, решение кризиса может быть частью российско-американской сделки по европейской безопасности», — отметил Сушенцов.
Однако пока четко сформулированной стратегии у Вашингтона нет, поскольку в Госдепартаменте и администрации в целом утверждены далеко не все кадровые решения, формирование команды продолжается, подчеркивает Сушенцов. Например, бывший посол США в Армении Джон Хефферн, преемник Нуланд на посту помощника госсекретаря по Европе, еще не имеет полной картины политики для принятия каких-либо ключевых решений, говорит Сушенцов.
«Проблема в том, что в Вашингтоне пока нет человека, каким была Нуланд, который мог бы позвонить в Киев и потребовать прекратить эскалацию, — отмечает Сушенцов. — В этих условиях Украина может самостоятельно начать контролируемое обострение, чтобы вернуться в международную повестку».
Процесс становления новой администрации в Вашингтоне — в частности, это касается управленцев «среднего звена», ответственных за конкретные решения, — займет еще около пяти-шести месяцев, прогнозирует украинский эксперт по международным и правовым вопросам Андрей Бузаров. Примерно за те же сроки, по его словам, у президента Трампа сформируется представление о ситуации на Украине. «Заявления Трампа, Пенса и других должностных лиц говорят о том, что Вашингтон будет занимать в этом кризисе нейтральную позицию, — пояснил РБК Бузаров. — По сути, Украина останется одна со своим конфликтом, можно ожидать роста напряженности внутри страны, недовольства администрацией президента».
Иран ответил Трампу
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи 7 февраля раскритиковал позицию Дональда Трампа по Ирану. «Этот вновь пришедший господин избавил нас от лишних трудов. Он продемонстрировал истинное лицо Америки», — цитирует Хаменеи ТАСС. Ранее президент США заявил, что может пересмотреть соглашение по иранской ядерной программе, и указал на то, что Иран «играет с огнем», проводя ракетные испытания. На прошлой неделе США ввели новые ограничения в отношении 13 человек и 12 структур. В санкционный список попали те, кто причастен к программе разработки баллистических ракет в Иране или оказывает поддержку Корпусу стражей революции (КСИР).