Правительственный кризис в Монголии и протесты из-за кражи угля. Главное
Когда и почему в Улан-Баторе вспыхнули протесты
- В воскресенье, 4 декабря, на площади перед Дворцом правительства в Улан-Баторе собрались митингующие. Они потребовали раскрыть имена причастных к масштабным хищениям экспортного угля, предназначенного Китаю, и провести прозрачное расследование. «Мое требование — раскрыть имена воров угля», — цитировал News.mn одного из протестующих. К вечеру участники митинга разошлись, но вернулись на главную площадь монгольской столицы 5 декабря.
- 5 декабря на площади перед Дворцом правительства собрались несколько тысяч человек. Протестующие вели себя более активно — подожгли новогоднюю елку, установленную на площади перед зданием правительства, а затем ворвались в здание. Из-за давки, которая возникла на площади, пострадали несколько человек — четверых доставили в больницу, получили травмы «несколько» сотрудников правоохранительных органов, сообщал представитель Минюста.
- Вечером того же дня мэр города выпустил распоряжение о принудительном разгоне протестующих, если они не согласятся покинуть площадь и не разойдутся по домам в течение следующих двух часов, однако протестующие к вечеру покинули площадь. Власти страны также согласились создать рабочую группу для диалога с демонстрантами.
- Протесты в Монголии проходили в условиях сильных морозов — днем 4 и 5 декабря температура воздуха в Улан-Баторе составляла минус 17 — минус 20 градусов днем и опускалась до минус 34 градусов ночью.
Что известно о расследовании «угольного дела»
- В прошлом месяце антикоррупционное ведомство Монголии объявило, что более 30 должностных лиц, в том числе исполнительный директор государственной угледобывающей компании «Эрдэнэс Тавантолгой» находятся под следствием по обвинению в хищениях. Эта компания контролирует месторождение Эрдэнэс Тавантолгой, запасы которого составляют 7,5 млрд тонн коксующегося угля — важнейшего компонента процесса производства стали и ключевого компонента доходов государственного бюджета Монголии.
- Уголь является важнейшим источником монгольского бюджета: на его добычу приходится около 25% ВВП страны. При этом 86% своего экспорта Монголия отправляет в Китай, а уголь составляет более половины этого объема.
- Монгольский депутат Тогмидын Доржханд говорил, что речь идет о потерях на сумму 40-45 трлн тугриков ($1,2 млрд).
- Всего в стране расследуют десять уголовных дел, связанных с масштабными хищениями, говорил вице-премьер, министр экономики и развития Монголии Чимэдийн Хурэлбаатар. По его словам, уголовные производства касаются контрактов на поставки угля, в том числе и по железным дорогам.
- В причастности к преступлению подозревают 15 должностных лиц, сейчас в отношении руководства АО «Эрдэнэс Тавантолгой», ООО «Тавантолгойская железная дорога», а также ряда министерств и ведомств проводится проверка, говорил министр.
- Совет директоров «Тавантолгоя» заявил, что руководство компании к хищениям угля непричастно. Согласно заявлению организации основное экспортное условие контракта, по которому работает компания, заключается в том, что сама она после добычи угля не занимается его транспортировкой. Эта обязанность ложится на покупателя.
Реакция властей Монголии и Китая
- В связи с беспорядками в Улан-Баторе 5 декабря парламент Монголии собрался на внеочередное заседание, законодатели и правительство обсуждали необходимость ввести режим чрезвычайной ситуации в стране. Однако по итогам обсуждения эта идея поддержки не получила. Высказался против такой меры и президент страны Ухнаагийн Хурэлсух.
- 6 декабря глава государства заявил, что в парламенте страны (Великом государственном хурале) нужно провести общественные слушания и открыто информировать население о ходе расследования. Спикер парламента Гомбожавын Занданшатар заявил, что слушания начнутся в среду, 7 декабря.
- МИД Китая, комментируя ситуацию, заявил, что Пекин готов помочь Монголии в расследовании, если такая помощь понадобится.
Что говорят эксперты
Протесты в Монголии прежде всего связаны с социально-экономическими проблемами в стране, угольное дело стало только поводом для митингов, считает доктор исторических наук, заведующий сектором Монголии отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Владимир Грайворонский. «[Среди протестующих] есть предложения изменить Конституцию, расширить парламент. Посмотрим, как будет реагировать правительство. Надеюсь, не повторится история 2008 года, когда дошло до вооруженных столкновений и погибли пять человек. Для монголов это было большим уроком», — сказал он РБК.
С ним согласен политолог Константин Калачев. «Причины протеста в первую очередь в социально-экономическом положении страны, в уровне жизни. <...> Страна с одной стороны малонаселенная, с другой стороны имеет природные богатства, которые могли бы позволить надеяться жить за счет природной ренты. Протестующие недовольны тем, что, по их мнению, природные богатства расходуются нерационально, что политическая система коррумпирована. И история с пропажей угля стала триггером, но это скорее повод, а не причина», — считает эксперт.
Также, по его словам, протесты связаны с разрывом в стремлениях молодых монголов с традиционным клановым обществом. «В Монголии развиты деспотизм, клановость, рука руку моет, а молодежи хочется больше европейскости. У них перед глазами пример Южной Кореи, Японии, Сингапура <...>. Эти проблемы характерны для стран, где много молодежи, где не работают социальные лифты, где ВВП вроде бы позволяет рассчитывать на достойную жизнь, но социальное неравенство и неэффективное госуправление заставляет молодых людей выходить на улицы», — рассуждает Калачев. Также, по его словам, в стране сильны антикитайские настроения.