FT назвала рецепт успеха боевиков в Сирии
Успешное наступление коалиции мятежных группировок в Сирии, возглавляемой «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, признана в России террористической и запрещена), случилось во многом благодаря серьезной военной реорганизации и поглощению ХТШ более мелких группировок, произошедшие за последние пять лет, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на опрошенных военных экспертов.
Находясь в своей базе в провинции Идлиб, боевики ХТШ смогли централизировать командование разрозненных группировок, создать собственную военную академию и развернуть спецподразделения, включая пехотные, артиллерийские, беспилотные и танковые части. Была значительно поддержана и местная военная промышленность, что усилило возможности противников режима Башара Асада.
Эти возможности они продемонстрировали на прошлой неделе в «дерзком рейде» по северной части Сирии, пишет FT. «За последние четыре-пять лет она [ХТШ] превратилась в по сути отполированную протовоенную организацию», — заявил эксперт в аналитическом центре Washington Institute Аарон Зелин. Он отметил, что сегодня сирийским боевикам довольно легко обзавестись основными видами оружия, учитывая, какими темпами США и арабские страны «наводняли» Сирию оружием с 2011 года.
Значительный вклад в успешное наступление привнесли беспилотники собственной разработки. FT отмечает, что у правительственных войск просто не оказалось систем, способных противостоять дронам-камикадзе. Опрошенные газетой эксперты отметили, что небольшие дроны производятся в Идлибе в небольших мастерских, гаражах или переоборудованных складах. Они настолько просты в производстве, что многие детали для них можно напечатать на 3D-принтере.
«Это обычная история для современных конфликтов сегодня: мы видели похожую тактику в Азербайджане, на Украине и в других местах», — заявил FT исследователь конфликтов в Королевском колледже Лондона (KCL) Бродерик Макдональд. Он отметил, что обучиться изготовлению дронов сегодня можно в Сети и это достаточно просто.
Кроме того, по словам эксперта, если ранее боевики использовали лишь небольшие дроны для атак на бронетехнику и пехоту, то сейчас в их распоряжении появились «ракетные дроны», которые могут летать дальше и нести большую полезную нагрузку, и беспилотники-разведчики. Как уточнил Зелин, боевики также сбрасывают листовки с дронов, чтобы побудить правительственные войска к дезертирству.
Старший научный сотрудник Института Ближнего Востока (MEI) Чарльз Листер в разговоре с FT отметил, что боевики также впервые использовали новую управляемую «массивную ракету с огромной боевой частью», о которой мало что известно. «Это избавило их от необходимости использовать заминированные грузовики-смертники, которые [ХТШ] применила бы пять лет назад», — отметил эксперт.
При наступлении боевикам удалось захватить огромное количество техники: не только танки и бронетранспортеры, но и системы ПВО и самолеты, уточнил Макдональд. «Если они смогут ввести в эксплуатацию [системы противовоздушной обороны], это смягчит одну из главных проблем, с которой всегда сталкивались ХТШ и другие повстанческие группировки, — отсутствие защиты от российских авиаударов», — сказал он.
Опрошенные FT эксперты отмечают, что Турция, главный покровитель других повстанческих группировок под эгидой «Сирийской национальной армии», не снабжает террористов из ХТШ напрямую. Но поддерживаемые ею повстанческие группировки действуют в тесной координации, в том числе снабжают друг друга оружием. Турция передала своим подопечным внедорожники, бронемашины, бронетранспортеры и иную «подержанную технику, которая была списана в турецкой армии». Сейчас эта техника и оружие восстановлены и в полном распоряжении группировок.
По оценкам экспертов, ХТШ может призвать около 30 тыс. бойцов: 15 тыс. воюют на постоянной основе и есть еще тысячи резервистов, а также представителей других вооруженных оппозиционных группировок в ее союзнической сети. Быстрое продвижение группировки по северу Сирии побудит еще больше людей присоединиться к боевикам, считают они. Помимо прочего ХТШ удалось переманить к себе около 30 бывших офицеров сирийской армии, сплотить враждующие группировки и выстроить эффективную систему обучения рекрутов.
Сейчас группировка, которая в 2016 году отделилась от «Аль-Каиды» (признана в России террористической и запрещена), стремится публично демонстрировать дисциплину и толерантность к религиозным меньшинствам, пишет FT. «В ХТШ проделали большой путь за пять лет. Теперь нам нужно подождать и посмотреть, куда они пойдут дальше», — отметил Древон.
Сирийские повстанцы начали наступление с северо-запада Сирии на подконтрольную Дамаску территорию утром 27 ноября. За несколько дней боевикам удалось занять несколько ключевых городов и деревень в провинции Алеппо, а также войти в крупнейший город севера Сирии с одноименным названием. Кроме того, они взяли под контроль всю провинцию Идлиб и пытаются вести наступление южнее, в направлении Хамы. Днем 1 декабря оппозиционные силы заявили, что достигли «значительного прогресса» на севере этой провинции.
Российские военные в Сирии также принимают участие в отражении наступления боевиков. Минобороны несколько раз сообщало о нанесении авиаударов по позициям и линиям снабжения повстанцев. Нынешняя эскалация стала крупнейшей с 2020 года: тогда стороны договорились о прекращении огня при посредничестве России и Турции.
Читайте РБК в Telegram.