Глава Минфина США ответил на претензии Дерипаски из-за санкций
Глава Минфина США Стивен Мнучин попросил федеральный суд Вашингтона отклонить иск российского миллиардера Олега Дерипаски, который утверждает, что американские санкции несправедливо разрушают его глобальный бизнес. Об этом сообщает Bloomberg.
Мнучин заявил, что Дерипаска — иностранный гражданин, который не может жаловаться американскому суду на ущемление своих прав. По мнению главы Минфина, российский бизнесмен не смог «адекватно доказать свое присутствие в Соединенных Штатах или связь с ними».
«Как иностранец, который не имеет достаточного присутствия и значительных контактов с США, Дерипаска не может заявлять претензии по поводу конституционных прав», — цитирует Bloomberg аргументы Минфина.
РБК направил запрос представителю Дерипаски.
Дерипаска обратился в суд округа Колумбия в США в марте 2019 года. В своем иске бизнесмен заявил, что санкции, которые Минфин США ввел в апреле 2018 в отношении его компаний (En+, UC Rusal, «Евросибэнерго»), были безосновательными и разрушили его бизнес. В заявлении предпринимателя также говорилось, что, кроме санкций, значительный ущерб его репутации и финансовому состоянию нанесло решение Минфина включить его в «список олигархов», близких Владимиру Путину. Свой ущерб Дерипаска оценил в $7,5 млрд.
Компании Дерипаски были внесены в список Минфина на основании так называемого кремлевского доклада с именами высокопоставленных чиновников и бизнесменов, которых Вашингтон счел близкими президенту России Владимиру Путину.
В исковом заявлении Дерипаска требует убрать свое имя из санкционного списка и из кремлевского доклада, перестать называть его олигархом, а также раскрыть фактические основания, на которых против него ввели ограничения. «Только суды могут решить, виновен человек или невиновен, и я верю, что суды США достаточно объективны, чтобы придерживаться американских законов и Конституции», — говорилось в заявлении Дерипаски.
Дерипаска в иске к Минфину США утверждает, что американское правительство нарушило его права, гарантированные пятой поправкой к Конституции США. Поправка гласит, что «никто не должен быть лишен (…) собственности без надлежащей правовой процедуры», а если частная собственность изымается, то только при условии «справедливой компенсации». Правительство США в ответ на это пишет, что «иностранцы, не живущие постоянно в США и не имеющие достаточных связей с Соединенными Штатами, не должны быть защищены пятой поправкой» (копия меморандума Минюста США есть у РБК). А Дерипаска, как отмечается в документе, не утверждает, что у него есть собственность в США, а только что такая собственность у него «может быть».
В ноябре 2018 года New York Post писала, что объекты недвижимости Дерипаски в США (особняки в Нью-Йорке и Вашингтоне) заморожены из-за санкций, но ни власти США, ни сам Дерипаска этого не подтверждали. Дома, предположительно принадлежащие Дерипаске, записаны на анонимные компании, зарегистрированные в штате Делавэр, но представителем по крайней мере одной из них в документах городских служб Нью-Йорка был указан двоюродный брат Дерипаски Павел Езубов, сообщал РБК.
Даже если Дерипаска и владеет собственностью в США, этого недостаточно, чтобы ссылаться на американскую Конституцию, пишет Минюст США, — нужна «существенная связь» с Соединенными Штатами. Также правительство США указывает, что намерено предоставить суду (но не стороне Дерипаски) полное обоснование санкций против него со всей секретной информацией. Ранее Минфин США добровольно передал адвокатам Дерипаски доказательную базу против него, но с существенными изъятиями засекреченных сведений. В результате Дерипаска мог увидеть только один аргумент Минфина США — о том, что он действовал в интересах президента России Владимира Путина, когда покупал алюминиевый завод в Черногории в 2005 году.
Американское правительство считает, что у Дерипаски есть достаточно информации, чтобы на ее основе оспаривать свое включение в санкционный список. «Дерипаска мог бы предоставить Минфину США доказательства того, что он не покупал завод в Черногории, или того, что покупка была продиктована исключительно коммерческими соображениями, не имеющими отношения к Путину», — говорится в меморандуме.
Минфин США снял санкции с трех компаний Дерипаски — En+, UC Rusal, и «Евросибэнерго» — в конце января. Для этого ему пришлось снизить свою долю в En+, через которую он владел долями в UC Rusal и «Евросибэнерго». Его пакет сократился примерно с 70% до 44,95%, а голосующая доля — до 35%. Никаких денег за снижение доли в холдинге Дерипаска не получил.
В конце июня бизнесмен также обратится к OFAC с ходатайством о внесудебном пересмотре его включения в санкционный список, объяснив это тем, что больше не владеет «Евросибэнерго», и OFAC это признал.