Президент Австрии заявил о преимуществе российского газа перед СПГ из США
Газовый перевес
5 июня президент России с однодневным визитом посетил Австрию. Менее чем за два часа беседы во дворце Хофбург президенты двух стран обсудили вооруженные конфликты в Сирии и на Украине и двусторонние отношения, в том числе энергетическое сотрудничество, создание платформы гражданского диалога и обмен официальными визитами. Владимир Путин пригласил австрийского коллегу Александера Ван дер Беллена в Москву.
Обсуждались и санкции. Говоря о них, Путин отметил, что ими недовольны все стороны, не исключая Россию. Ван дер Беллен, выступая за развитие экономического и энергетического сотрудничества с Москвой, напомнил, что Вена действовала и будет действовать созвучно позиции Евросоюза. При этом на итоговой пресс-конференции он отметил, что закупаемый в России природный газ в два-три раза дешевле американского СПГ, поэтому смысла заменять одного поставщика другим нет.
«В последнее время существует, скажем так, упрек со стороны некоторых американских политиков в том, что зависимость Европейского союза от России в этом отношении слишком велика. Но при этом упускают из виду то, что американский сжиженный газ в два или три раза дороже российского газа. И при таких обстоятельствах мало смысла в том, чисто с экономической точки зрения, чтобы замещать российский газ американским сжиженным газом», — заметил президент Австрии.
Российский президент на пресс-конференции рассказал о поддержке австрийскими компаниями проекта «Северный поток-2». «Российские планы по увеличению поставок газа европейским потребителям, в том числе и в рамках проекта «Северный поток-2», других энергетических инфраструктурных проектов пользуются поддержкой австрийских партнеров», — сказал он.
В июле 2017 года президент США Дональд Трамп, не называя прямо Россию, заявил, что европейские потребители газа взяты в заложники зарубежным поставщиком-монополистом. «США никогда не воспользуются энергоносителями как рычагом давления на ваши народы и не позволят никому другому так поступать», — объявил он в Варшаве. Месяцем ранее первая партия американского СПГ прибыла в порт польского Свиноуйсьце.
Москва и Вена десятилетиями вели взаимовыгодное сотрудничество, вне зависимости от политических обстоятельств, уровень двусторонних отношений был и будет высок, но прорывов ждать не стоит, уверен заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер. «Не надо обольщаться разговорами об отмене санкций, это зависит не от Австрии, а от всего ЕС», — пояснил РБК эксперт. Вместе с тем, продолжил Швейцер, отторжение между Европой и США из-за политики Трампа растет, что готовит почву для поворота Европы к России — но и тут чересчур оптимистичных прогнозов делать не стоит.
Противники санкций
Визит Путина в Вену стал его первой зарубежной поездкой после очередного вступления в должность президента России. Поездка в Австрию приурочена к полувековому юбилею начала экспорта природного газа из СССР в Австрию — первый долгосрочный контракт между двумя странами был подписан 1 июня 1968 года, с тех пор в Австрию экспортировано свыше 200 млрд куб. м российского газа.
После беседы с Ван дер Белленом Путин встретился с канцлером Австрии Себастьяном Курцем, затем с бизнесменами из обеих стран. В переговорах Путина и Курца также участвовал вице-канцлер и лидер Австрийской партии свободы (FPÖ) Хайнц-Кристиан Штрахе, которого эксперты венгерского института Political Capital и других исследовательских центров называют одним из ведущих политиков Европы антилиберальной и пророссийской направленности. 2 июня Штрахе прямо призвал снять с России санкции — после введения Вашингтоном пошлин на европейские сталь и алюминий.
Вечером 5 июня «Газпром» и австрийский нефтегазовый концерн OMV продлили контракт на поставку российского газа, действовавший до 2028 года, до 2040 года. Главы двух концернов Алексей Миллер и Райнер Зеле подписали контракт в присутствии Путина и Курца. При этом визит российского президента в Вену совпал по времени с арестом имущества «Газпрома» в Голландии, происходящим по запросу украинского «Нафтогаза». Австрийцы внимательно следят за спорами вокруг «Газпрома» как важного контрагента, но от дешевого в сравнении с американским СПГ российского газа отказываться не станут, говорит Швейцер.
В конце февраля Курц уже встречался с Путиным в Москве — для молодого канцлера это была первая поездка за пределы ЕС, состоявшаяся через два месяца после вступления в должность. Возглавляемое им консервативное правительство доброжелательно относится к России и намеревается развивать связи с Москвой. В частности, весной 2018 года Австрия одной из немногих стран ЕС не стала высылать российских дипломатов в знак солидарности с Лондоном по «делу Скрипаля». Одновременно Вена заявила, что готова стать посредником между Западом и Россией в урегулировании дипломатического кризиса.
С претензией на мировое посредничество
Принимая российского лидера, Вена посылает Европе сигнал о необходимости поддержания общения с Москвой, но также преследует сугубо прагматические цели, добиваясь для австрийских компаний привилегированного положения на российском рынке, отметил в разговоре с РБК старший научный сотрудник Центра евразийских исследований Венского университета Александр Дубови. Россия является важным экономическим партнером Австрии, прежде всего в области энергетики, однако рисковать зыбким общеевропейским единством ради улучшения отношений с Москвой Вена не станет, предупреждает Дубови.
Объем двусторонней торговли в 2017 году, по данным ФТС России, составил $4,1 млрд, что на 40% выше показателей 2016 года.
Как политически и военно нейтральная страна в сердце Европы, Австрия имеет длительный опыт работы «мостом» между Западом и Россией, напоминает Швейцер из Института Европы. Дважды, в 1961 и 1979 годах, Вена была местом проведения переговоров лидеров СССР и США. «Учитывая предысторию, не исключаю, что сегодня в Вене был каким-то образом прозондирован вопрос о проведении встречи Трампа с Путиным именно в Вене», — отметил Швейцер. Австрии это позволило бы укрепить статус нейтральной державы и мирового посредника, отмечает Швейцер.