Генпрокуратура направила в суд дело Сафронова
Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении советника главы «Роскосмоса», бывшего сотрудника «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова, сообщает надзорное ведомство. Его дело направили в Московский городской суд для рассмотрения по существу.
Экс-журналисту вменяют совершение государственной измены в форме шпионажа, в том числе в соучастии с другим лицом. Следствие установило «факты длительного, на протяжении 2015–2019 годов, выведывания и собирания Сафроновым секретной и совершенно секретной информации», в том числе о военно-техническом сотрудничестве России со странами ОДКБ, Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова.
По утверждению прокуратуры, эти данные Сафронов передавал представителям иностранных разведок. Он якобы осознавал, что страны НАТО могут использовать информацию против безопасности России. В ведомстве заявили, что Сафронов делал это «на возмездной основе», а также «с использованием методов шифрования».
Сафронов с 7 июля 2020 года находится в СИЗО, ему неоднократно продлевали арест (в последний раз — до 7 апреля). Максимальное наказание по статье о госизмене (ст. 275 УК) предусматривает 20 лет лишения свободы. Судебный процесс проходит в закрытом режиме.
По версии ФСБ, в 2012 году Сафронова завербовала чешская разведка, которая получала от него информацию о «военно-техническом сотрудничестве России с североафриканским государством» и активности российских военных на Ближнем Востоке, сообщал его адвокат. Конечным получателем данных были США, считает следствие.
Позднее защита сообщила, что в деле фигурирует политолог Демури Воронин, которого также подозревают в госизмене. Следствие утверждает, что в 2015 году Сафронов за $248 передал ему некие данные о деятельности Вооруженных сил России в Сирии, которые тот переслал в Цюрихский университет и Федеральную разведывательную службу Германии BND.
Сафронов настаивает, что он невиновен, и связывает уголовное преследование с журналистской деятельностью. Он отказался от сделки со следствием. Минувшим летом в газете «Ведомости» была опубликована его колонка, в которой он исследовал проблемы с преследованием по статьям о госизмене в России. Вскоре после этого материал исчез с сайта издания, а Сафронову ужесточили условия содержания: его перевели в камеру с более строгими условиями, расположенную рядом с карцером. В течение нескольких месяцев журналисту не передавали писем, он получил ряд дисциплинарных взысканий, в том числе за найденное в камере лезвие, которое, по словам Сафронова, принадлежало сидевшему там ранее.
В феврале на заседании суда Сафронов заявил, что сведения, в передаче которых его обвиняют, находятся в открытом доступе в интернете, а чтобы это доказать, нужны три часа и ноутбук. Однако, указал Сафронов, у него их нет, как и вообще возможности защищаться в суде. Его адвокаты отмечали, что в материалах дела не указано, как и от кого Сафронов получил сведения, составляющие государственную тайну, и жаловались на действия следователя ФСБ, запретившего им делать выписки из материалов уголовного дела.
В поддержку Сафронова выступили общественные деятели, политики и журналисты, в том числе главные редакторы российских СМИ.