Первая уступка: почему Ким Чен Ын принял делегацию из Сеула
Впервые за шесть лет
В столице Северной Кореи Пхеньяне в понедельник, 5 марта, лидер КНДР Ким Чен Ын встретился за обедом с делегацией высокопоставленных чиновников из Сеула. Прямые переговоры между Ким Чен Ыном и представителями Южной Кореи прошли впервые за последние шесть лет, то есть с момента прихода северокорейского лидера к власти в 2011 году. Факт встречи подтвердил представитель президента Южной Кореи, сообщило южнокорейское агентство Yonhap.
Спецпосланники южнокорейского президента Мун Чжэ Ина отправились в Северную Корею в понедельник, 5 марта. Как говорится в заявлении администрации президента Южной Кореи, которое цитирует Yonhap, ключевой задачей делегации является налаживание переговорного процесса как между Пхеньяном и Сеулом, так и между Пхеньяном и Вашингтоном. В ходе двухдневной поездки посланники проведут переговоры с высокопоставленными должностными лицами КНДР и обсудят проблемы ядерного разоружения на Корейском полуострове.
В составе южнокорейской делегации десять высокопоставленных чиновников. Ее возглавляет Чон Ый Ен, главный советник президента Южной Кореи по национальной безопасности и начальник управления национальной безопасности администрации президента.
В команду переговорщиков также вошли директор Национальной разведывательной службы Су Хун, замминистра Республики Корея по вопросам объединения Чун Хэ Сун, старший специалист Национальной разведывательной службы Ким Сангюн, а также представитель администрации президента Юн Кунь Ён. Как отмечает CNN, присутствие на переговорах директора Национальной разведывательной службы может означать, что КНДР и Южная Корея закладывают основу для личной встречи лидеров Северной и Южной Кореи в ближайшем будущем.
Сразу по возвращении во вторник в Сеул делегаты проинформируют южнокорейского президента Муна о своей поездке, а затем отправятся в Вашингтон. Как сообщает китайское информагентство Xinhua, Чон Ый Ен и Су Хун планируют посетить США на этой неделе для дальнейшего обсуждения возможности переговоров между Пхеньяном и Вашингтоном.
Президент Южной Кореи в феврале встречался с высокопоставленными чиновниками из КНДР, которые присутствовали на церемониях открытия и закрытия 23-й зимней Олимпиады в Пхёнчхане. Тогда младшая сестра северокорейского лидера Ким Е Чен передала президенту Муну письмо от Ким Чен Ына с приглашением посетить Пхеньян.
Переговоры Ким Чен Ына с представителями Южной Кореи — событие если не историческое, то чрезвычайно важное, сказал РБК руководитель Центра корейских исследований Института Востока РАН Александр Жебин. По его словам, главная цель Ким Чен Ына не столько в том, чтобы достичь уступок от США, сколько убедить южнокорейцев развивать межкорейские отношения, не оглядываясь на Вашингтон.
Олимпийское примирение
С начала года напряжение на Корейском полуострове спало. В 2017 году Пхеньян провел серию ракетных испытаний, в частности испытал баллистическую ракету, имеющую возможность достичь американской авиабазы на тихоокеанском острове Гуам, а также территорию Аляски. Вслед за этим была испытана водородная бомба и ракета, способная поражать всю территорию США («Хвасон-15»). Однако после ноябрьских испытаний баллистической ракеты «Хвасон-15» тесты прекратились.
Действия КНДР привели к усилению санкций Совета Безопасности ООН и расширению персональных санкций США. Для противодействия ядерной и баллистической программам КНДР в конце февраля 2018 года США наложили санкции на 27 транспортных и судоходных компаний и 28 отдельных судов. Более того, в Вашингтоне было решено усилить американское военное присутствие в Тихом океане, чтобы проследить за тем, как выполняются наложенные ограничения.
Новый год начался с шагов примирения. В новогоднем обращении Ким Чен Ын заявил, что его страна хотела бы принять участие в Олимпийских играх, выразив готовность к переговорам. 9 января стороны провели первую с 2015 года встречу на уровне министров, отвечающих за национальное объединение. По итогам переговоров они смогли впервые за 12 лет договориться выйти под одним флагом на церемонию открытия Олимпиады.
Готовность начать диалог с Вашингтоном Пхеньян выразил 3 марта, выдвинув при этом свои условия — «переговоры должны отвечать взаимным интересам, вестись на равных основаниях и без каких-либо предварительных условий», — говорилось в заявлении МИД КНДР. Во внешнеполитическом ведомстве КНДР также отметили, что Пхеньян готов как к диалогу с США, так и к военному противостоянию. Во время своего новогоднего обращения Ким Чен Ын заявил, что его страна завершила создание национальных ядерных сил, напомнив, что ядерная кнопка лежит на его столе, поэтому Вашингтон не сможет начать войну с Пхеньяном, так как вся территория США окажется в зоне поражения.
Администрация южнокорейского президента хочет воспользоваться подвернувшейся в связи с проведением в Сеуле Олимпийских зимних игр возможностью наладить общение с Пхеньяном и попытаться предотвратить эскалацию напряженности прошлого года, считает директор программы международной безопасности Института Лоуи в Сиднее Юан Грэхем. «Четко прослеживается решимость со стороны Муна не терять импульс после Олимпийских игр», — говорит он (цитата по CNN).
Сигнал из Вашингтона
Во время Олимпиады вице-президент США Майк Пенс объявил новую тактику в отношении КНДР. В интервью Washington Post он рассказал, что Вашингтон не только намерен впредь оказывать «максимальное давление» на КНДР, но и готов к переговорам. «Если они [в КНДР] хотят сесть за стол переговоров, то мы готовы», — заявил он.
Прекращение испытаний ракетно-ядерных вооружений было условием Вашингтона для начала переговоров с КНДР, о чем заявил в декабре прошлого года госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Тогда Пхеньян отказался от диалога с США, обвинив их в угрожающей КНДР «враждебной политике»: «Наше ядерное сдерживание не может быть предметом торга», — сообщала газета «Нодон синмун», печатный орган Трудовой партии Кореи.
Опрошенные изданием Vox международные эксперты разошлись в оценке эффективности проводимой Вашингтоном политики. По мнению Брюса Беннетта из RAND, политика Трампа работает, так как руководство КНДР привыкло идти на компромисс, только когда сталкивается с противником, у которого есть серьезные рычаги влияния и готовность их использовать. По его мнению, на КНДР повлияли введенные Минфином США санкции, а также боязнь того, что Трамп на деле «окажется достаточно сумасшедшим», чтобы начать войну. По мнению сотрудника Центра азиатских исследований Heritage Foundation Брюса Клингера, политика США не несет серьезную угрозу Северной Корее, так как Вашингтон не ограничил китайские банки в работе с Пхеньяном, опасаясь ухудшения американо-китайских отношений. По его мнению, перспектива налаживания диалога возникала из-за опасений в Сеуле, там выступают против атаки на КНДР, поэтому прикладывают максимум усилий для начала переговоров с северянами.
Север и Юг заинтересованы в том, чтобы снизить напряженность, к которой привели угрозы США в 2017 году нанести удар по КНДР для ликвидации инфраструктуры северокорейской ракетно-ядерной программы, говорит эксперт Жебин. Пока говорить о каком-то новом качественном прорыве не приходится, но стороны могут вернуться к уровню отношений 2000-х годов и возобновить широкое экономическое сотрудничество, даже в тех областях, которые не затронули санкции, считает эксперт.