Скрытая подготовка: что стоит за словами о наземной операции в Сирии
Новые силы
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) готовы отправить войска в Сирию для борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Об этом 7 февраля сказал министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш: «Реальная кампания против ИГ должна включать в себя наземную операцию», — цитирует его слова Reuters. При этом министр уточнил, что речь не идет о «тысячах солдат», а необходимым условием для участия в такой операции является «лидерство США».
За три дня до этого, 4 февраля, о готовности принять участие в наземной операции в Сирии, если возглавляемая США коалиция примет такое решение, сообщила Саудовская Аравия. С этим заявлением выступил советник главы Минобороны страны Ахмед Ассери. The Guardian со ссылкой на источники в Эр-Рияде написала, что Саудовская Аравия может направить в Сирию для участия в наземной антитеррористической операции несколько тысяч спецназовцев, которые будут действовать в координации с турецкими военными. По информации издания, Эр-Рияд и Анкара уже создали орган, отвечающий за координацию военных действий.
О том, что ко вторжению в Сирию готовится Турция, мир узнал от России. «Признаков скрытой подготовки турецких вооруженных сил к активным действиям на территории Сирии мы фиксируем все больше и больше», — заявил 4 февраля представитель Минобороны Игорь Конашенков. В качестве примера он привел «неопровержимые видеодоказательства»: на записях зафиксирован обстрел с турецкой погранзаставы самоходными артиллерийскими установками сирийских населенных пунктов в провинции Латакия. Правда, в тот же день CNN со ссылкой на источник в окружении турецкого премьер-министра Ахмета Давутоглу опровергла заявление российского Минобороны: турецкие вооруженные силы не готовят вторжение в Северную Сирию, а российские обвинения «просто отвлекают внимание от атак на гражданское население» (которые проводит Россия). Тем не менее участие Турции в наземной операции возможно: в январе премьер Давутоглу принимал в Стамбуле вице-президента США Джозефа Байдена, и последний тогда заявил: «Мы [США и Турция] готовы принять решение о военной операции для победы над ИГ».
Старые враги
В середине января Турция уже подвергала обстрелу сирийскую территорию — тогда это был ответный удар, нанесенный после того, как на территорию школы в турецкой провинции Килис упали три мины, убив двух человек. Ответственным за нападение в Анкаре назвали ИГ. Источник CNN в окружении Давутоглу утверждает: «У Турции есть все права для того, чтобы принимать любые меры для защиты собственной безопасности».
Угрозу в Анкаре видят не только в ИГ. Не меньшим врагом там считают повстанцев из сирийского курдского Демократического союза (PYD), воюющего с ИГ. PYD тесно связан с действующими на территории Турции боевиками из Рабочей партии Курдистана (РПК), утверждают турецкие власти. После того как курдским повстанцам удалось в феврале 2015 года выбить «Исламское государство» из Кобани на границе с Турцией, в Анкаре стали опасаться усиления курдов на собственной территории. Президент Реджеп Тайип Эрдоган разорвал негласное перемирие с PПК и провел несколько масштабных спецопераций против подполья, в ходе которых с лета прошлого года погибли только со стороны правоохранителей 257 человек, число жертв среди членов РПК и мирного населения с трудом поддается подсчету.
Вашингтон и Москва поддерживают PYD, что не устраивает Турцию. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на этих выходных призвал Вашингтон выбрать в качестве союзника либо Турцию, либо PYD, сообщает Associated Press. «Как мы можем доверять вам? Кто ваши партнеры — мы или эти террористы в Кобани?» — спросил Эрдоган.
За кого Америка
Президент США Барак Обама в январе этого года в своем обращении к конгрессу «О положении в стране» призвал парламентариев разрешить использование вооруженных сил США против ИГ: «Больше года Америка стояла во главе коалиции из более чем 60 стран. Мы нанесли почти 10 тыс. авиаударов и уничтожили их лидеров, тренировочные лагеря и оружейные склады, прервали поставки нефти. Мы тренируем, вооружаем и поддерживаем войска, которые постепенно освобождают территорию Ирака и Сирии. Если конгресс хочет выиграть эту войну и поддержать наши войска и остальной мир, разрешите использовать американские войска против ИГ. Проголосуйте за это!» Впрочем, Обама предупредил, что даже если конгресс не проголосует за военную операцию, Америка проучит ИГ, как проучила Осаму бен Ладена и других террористов.
Не совсем понятно, имел ли Обама в виду именно наземную операцию, но министр обороны США Эштон Картер через неделю с небольшим после той речи высказался более определенно. В ходе интервью на экономическом форуме в Давосе министр сказал CNBC, что намерен усилить борьбу с ИГ: «Мы ищем возможности для того, чтобы делать больше, и там будут «ботинки на земле». И сообщил, что в следующие две недели намерен встретиться с большой группой министров обороны стран, которые воюют с ИГ только «на бумаге». «Соединенные Штаты не просят никого об одолжениях, но и сами не делают одолжений, поэтому мы хотим, чтобы другие также исполняли свою роль», — сказал Картер. При этом он подчеркнул, что наземные силы США продолжат выполнять на Ближнем Востоке роль военных советников, а также участвовать в операциях в качестве вспомогательных сил. «Это вопрос стратегии — пытаться помогать местным силам наступать и обороняться, а не стремиться заменить местные силы своими», — подчеркнул Картер.
Сейчас в Ираке находятся около 3,5 тыс. американских военных. Возглавляемая США коалиция, в которую входят более 60 стран (в том числе Саудовская Аравия и Турция), проводит воздушную операцию в Сирии с 2014 года. В конце прошлого года стало известно, что США собираются направить в Ирак и Сирию небольшой сухопутный контингент. Сообщалось, что в Сирию и Ирак будут направлены силы специального назначения. Из 101‑й воздушно-десантной дивизии в Ирак планировалось отправить 500 солдат. Всего президент США Барак Обама одобрил отправку в Ирак 1,5 тыс. военных. Еще 50 бойцов спецназа, по словам представителя Белого дома Джоша Эрнеста, планировалось отправить на контролируемые курдами территории на севере Сирии.