Протест на последней солярке: сколько фуры будут стоять под Москвой
У «Меги» в Химках стоит около 20 фур и еще столько же легковушек с надписями. На машинах развешаны российские флаги и надписи «Нет Платону». На некотором расстоянии дежурит несколько машин ДПС.
На одной из легковушек разложен импровизированный стол с чаем, печеньем и соленьями — говорят, что приходили местные жители поддержать протестующих. Между фурами собралось человек сто, около трети из них — журналисты.
«Серега, давай сюда, сейчас нас будут в телевизор толкать, прямой эфир! — смеется один из водителей. — Ты только это, не матерись». Серега отвечает ему, что дал уже три интервью и устал.
В основном здесь собрались водители из Петербурга и Ленинградской области. Также есть машины из Архангельска, Липецка, Нижнего Новгорода, Пскова и Подмосковья. Накануне они стояли в кармане Ленинградского шоссе под Зеленоградом, но после долгих препирательств с полицией в полночь решили передислоцироваться на парковку к торговому центру, «чтобы ментам не к чему было придраться». С тех пор они здесь. Некоторые говорят, что приехали в Москву «на последней солярке».
В акции на МКАД здесь никто не видит смысла, потому что считают такой формат протеста неэффективным. «Тут вы можете к нам подойти, поговорить, а на МКАДе как?», — объясняют они. Кто-то говорит, что будет стоять до конца, то есть до полной отмены системы «Платон», которая действует с 15 ноября и взимает плату с фур весом больше 12 т за проезд по федеральным трассам. При этом уверенности в их тоне нет. Люди видят, что власти не реагируют на их требования.
«Я так же, как и вы, не знаю, что дальше», — отвечает один из петербургских координаторов Андрей на вопрос, планируется ли более масштабная общая акция протеста. Это очень усталый по виду человек, который несколько дней назад взял на себя обязанности координатора. С тех пор его телефон звонит беспрерывно. По словам Андрея, на трассе М4 стоит большая группа фур из южных регионов, но выработать какой-то план совместных действий с ними пока не удалось.
«Ездили сегодня встречаться с их координатором, но его не оказалось на месте, сейчас он, вроде, выехал к нам, ждем, будем решать», — говорит он. Назвать число машин на Каширском шоссе он отказался — не хочет «сливать» информацию раньше времени. «Если что-то получится, сами все увидите», — добавляет он. По словам Андрея, проблема координации еще и в том, что никто никого не знает и невозможно проверить каждого, кто утверждает, что он дальнобойщик. «Подходит один, говорит, что из Вологды, что у него сотня машин, его включают в переговоры, а потом он начинает непонятно себя вести. Тут далеко не все с чистыми намерениями», — объясняет он.
«Мы хотим спокойно работать, это все наши требования, — спокойно объясняет кто-то рядом журналистам на камеру. — Нам президент говорит: рожайте детей. Я нарожал троих, и как мне теперь их кормить?» «Поддержка малого бизнеса, <...>», — смеется в ответ мужчина в ковбойской шляпе.
Два молодых парня из Зеленограда приехали к торговому центру на легковушке. На лобовом стекле — два листа А4 со словами «Нет Платону — нет поборам». На вопрос, зачем приехали, отвечают, что около 16:00 услышали, что на МКАДе началась акция, кинулись туда и никого не обнаружили. К «Меге» они подъехали посмотреть, что происходит, да так и остались сидеть в машине — «вроде как тоже протест».
В районе пяти часов вечера корреспондент РБК проехал по внутренней стороне МКАД. От Волоколамского до Ленинградского шоссе по внешнему движению кольца машины двигались со скоростью пешехода. В крайнем правом ряду практически непрерывно шла колонна из грузовиков — ее можно было принять за акцию «Улитка», которую дальнобойщики планировали всю неделю.
За несколько часов до этого очевидцы сообщили о большом скоплении грузовиков на внешней стороне МКАД в районе пересечения с Ленинградским шоссе. На фотографиях, которые разместил в своем блоге корреспондент Би-би-си Павел Аксенов, было видно, что грузовики заняли практически все полосы. Перед колонной грузовиков стоял автомобиль ГИБДД. По информации РБК, МКАД была перекрыта в течение 25 минут, после чего движение возобновилось.
В ГИБДД объяснили перекрытие «спецмероприятием», но не уточнили, в чем именно оно заключалось. По словам источника РБК в правительстве, дороги перекрыли для кортежа премьер-министра Дмитрия Медведева, который посещал в пятницу центр реабилитации инвалидов в районе Сходни. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова на запрос РБК так и не ответила.
«Мы приехали, чтобы поддержать все это дело, а все как-то разрозненно», — жалуется Виталий, который сидит за рулем. «Развязали войну в Сирии, нужны деньги. А с кого взять денег — с народа, конечно. Нашли козлов отпущения. Одна ракета сколько стоит? Миллион?» — смеется его друг Алексей. Разговор прерывает стук в окно машины — кто-то из журналистов просит зарядить телефон. «Я на тысячу процентов уверен, что наше Ленинградское шоссе, на котором мы ежедневно стоим, не отремонтируют, — говорит Виталий, который сидит за рулем. — Половина сборов уйдет в частные руки к друзьям президента». «Да мы что, мы поднимем цены и переживем, жить-то с этим вам всем», — говорит второй.
Жена дальнобойщика из Жуковского со слезами на глазах говорит, что ипотеку в этом месяце уже не выплатила — отдала всего пять тысяч. Рядом вертится восьмилетняя девочка. «У нас с мужем одна машина, я — бухгалтер и координатор. Мы платим акциз на топливо и транспортный налог, дороги еще эти платные, и так еле справляемся, за что нам еще один налог?» — обращается жена дальнобойщика к собравшимся. Ей никто не отвечает.