День народного единства впервые объединил власти и думскую оппозицию
«Все должны быть в одном строю»
Уже в 13.00 на Тверской улице начали формироваться колонны основных партий – вначале, ближе к станции метро «Тверская», группировались непарламентские силы (наиболее заметны были «Родина» и «Партия пенсионеров»), а ближе к центру, у здания мэрии, группировались думские партии. Колонны КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» стояли параллельно друг другу – таким образом, никто не был впереди и никому не было обидно, объяснил РБК один из организаторов мероприятия.
Единороссы вообще не формировали своей колонны, а стояли отдельными группами, но в большом количестве, между своими парламентскими оппонентами. Их можно было опознать по значкам «Медведь тайги своей никому не отдаст» (несколько измененная цитата слов Владимира Путина на Валдайском форуме) и «Атака на Россию – атака на меня» (первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин на том же форуме сказал, что россияне воспринимают атаку на Путина как атаку на свою страну).
Вначале не все представители партий чувствовали себя комфортно друг с другом. Неделю назад депутаты от КПРФ и ЛДПР в разговоре с корреспондентом РБК утверждали, что ни при каких условиях не придут на одно шествие с единороссами. Но за это время они изменили позицию и дружно прибыли на мероприятие.
«Понимаете, мне позвонили из обкома, – оправдывался перед корреспондентом РБК мужчина с символикой КПРФ, представившийся первым секретарем балашихинского отделения компартии. – Конечно, я не в восторге от всего этого. Но я пришел как дисциплинированный человек. Сейчас посоветуюсь с товарищами – может, уйду».
«Ну мы уже как-то попали сюда – будем идти», – сказала женщина с флагом ЛДПР, растерянно стоявшая рядом с колонной «Справедливой России».
Зато лидеры партий успели привыкнуть к думскому единению. «Угроза внешнего вторжения налицо, поэтому демонстрация единства совершенно оправданна, – объяснил корреспонденту РБК стоявший во главе колонны компартии Геннадий Зюганов. – У нас другая программа развития страны, но в нынешних условиях все должны быть в одном строю».
В качестве доказательства, когда началось шествие по Тверской в сторону Кремля, лидеры партий вышли из своих колонн и зашагали вместе. Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский сказали, что чувствуют себя рядом друг с другом «абсолютно комфортно». «А РБК должно писать позитивные новости – о том, что курс рубля растет, а цены снижаются», – поучал Жириновский. На возникающий сам по себе вопрос о том, когда же все партии объединятся в одну, лидер ЛДПР ответил, что в этом нет никакой необходимости.
Своего апогея партийное единство достигло, когда участники дошли до Театрального проезда, где была установлена сцена. После приветственных слов и выступления Иосифа Кобзона вместе с Ансамблем внутренних войск МВД на сцену вышли лидеры четырех партий. Каждый из них сказал по нескольку слов, а потом они дружно взялись за руки и подняли их вверх под крики «Ура!».
«84% россиян поддерживают курс президента, и основные партии не могут игнорировать интересы страны. По ключевым вопросам у ответственных политических сил всегда не будет разногласий», – прогнозирует замсекретаря генсовета «Единой России» Ольга Баталина.
Общественное единство и 300 рублей
В митинге участвовали не только представители и лидеры партий, но и члены профсоюзов, общественных движений и обычные граждане. Руководитель Росмолодежи Сергей Поспелов сказал РБК, что в акции участвовали более 70 тыс. человек, причем большинство из них – это молодые люди, подчеркнул он. Пресс-служба ГУМВД оценила общее число участников в 75 тыс. Собеседник, близкий к оргкомитету мероприятия, сказал, что, по его оценкам, стоит отталкиваться от более скромной цифры – в несколько десятков тысяч человек.
Сбор людей, как убедился корреспондент РБК, продолжался до самого последнего момента. В 12.00 на сайте avito.ru еще висело объявление с предложением принять участие в шествии по Тверской и митинге за 300 руб. Подошедший к телефону, указанному в объявлении, представившийся Сергеем, сказал, что участники на мероприятие еще нужны. Он записал вымышленные данные и предложил приехать к 13.00 к станции метро «Маяковская». В указанное время там стояла группа из нескольких десятков человек вокруг мужчины с табличкой, на которой было написано «Сергей». Люди по очереди называли свои имена, мужчина сравнивал их с записанными в тетради данными и выдавал талон, на одной стороне которого было написано о празднике 4 ноября, а на другой – календарь. По этому талону обещалось выдать 300 руб. после окончания мероприятия.
Как только корреспондент РБК начал фотографировать выдачу талонов на свой телефон, к нему сразу подошел молодой человек в сером пальто и предложил фотографировать других людей на станции. На вопрос о том, делают ли организаторы что-то незаконное, он ответил отрицательно и добавил, что фотографирование мешает «организации людей на мероприятие».
Получившие талоны граждане садились на поезд и ехали на Тверскую. Там они поднимались наверх и в давке выходили к Большой Бронной. На улице из динамиков сразу слышались слова о единстве. «Почему мы гордимся Россией?» – задавался вопросом диктор. И давал много ответов. Например: «Потому что Россия занимает первое место по росту зарплат в Европе».
Затем из динамиков зазвучали слова о правителях. Был упомянут Петр Столыпин, Иосиф Сталин, при котором страна выиграла войну (на шестии было немало портретов Сталина), Никита Хрущев, при котором СССР покорил космос, Борис Ельцин, при котором Россия перешла к рыночной экономике и приняла Конституцию, и Владимир Путин, который обеспечил стране мощную модернизацию и вернул Крым. Дмитрий Медведев упомянут не был.
В основном участники шествия и митинга слушали позитивные слова. Но о «пятой колонне» тоже говорили. «Пусть едут, мы сбросимся им на билет», – кричал со сцены народный артист СССР Михаил Ножкин. «Чемодан-вокзал-Израиль!» – радостно подхватил один из участников митинга, стоявший недалеко от сцены.
Несмотря на радостное настроение участников, митинг продлился недолго. Сразу после выступления лидеров партий люди начали уходить с Театрального проезда, который к 16.00 оказался почти свободным. «Давно пора обналичивать талон», – сказала корреспонденту РБК женщина, получившая его тремя часами ранее на Маяковской.