Полиция Чечни отчиталась о миллионе участников митинга в Грозном
На митинге в Грозном в защиту мусульман Мьянмы присутствовали 1 млн 100 тыс. человек, сообщили РБК в пресс-службе МВД по Чеченской Республике.
«Нарушений общественного порядка и происшествий не зафиксировано», — заявили в пресс-службе ведомства.
Митинг в поддержку мусульманского народа рохинджа в Мьянме начался в Грозном сегодня, 4 сентября, в 11 часов утра. Очевидец Аслан Борзоев рассказал РБК, что собравшиеся полностью заполнили площадь перед мечетью «Сердце Чечни», а для того, чтобы попасть на митинг, оставляли личный транспорт «далеко за пределами центра», так как на самой площади было «большое скопление» людей.
На мероприятии выступил глава Чечни Рамзан Кадыров. Он выразил благодарность тем, кто пришел на акцию, заявил, что участие в митинге «зачтется каждому мусульманину», и сообщил, что «сейчас рассматривается возможность» оказать помощь «братьям» в Мьянме продовольствием и медикаментами.
Официальные цифры присутствующих на митинге в Грозном «ставятся под большое сомнение экспертами», заявил РБК старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
«Для того чтобы столько людей было в Грозном на площади, должны были прийти все жители Чечни, включая младенцев», — отметил Ярлыкапов. По его словам, митинг в Грозном — это демонстрация мобилизующих способностей республики и одновременно попытка отвлечь внимание молодежи от темы Ближнего Востока и деятельности запрещенной в России террористической организации ИГ. «Кадыров показывает, что он может мобилизовать в поддержку [какой-либо] идеи большое количество людей», — отметил эксперт.
С тем, что официальная цифра в миллион человек «вызывает вопросы», согласен также главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов. «Но в пропагандистских целях было необходимо показать, что собрались действительно все. На самом деле властям собрать в Чечне сотни тысяч действительно реально», — сказал он в разговоре с РБК. «Вчера, например, педагогам было поручено прийти самим и привести учащихся», — добавил он.
По словам Шведова, Кадыров провел такое мероприятие, чтобы поддержать реноме «лидера всех мусульман России». «В Чечне действуют эффективные пиарщики, они не могли пропустить такой повод», — считает эксперт.
Старший научный сотрудник РАНХиГС Денис Соколов отметил в разговоре с РБК, что в мероприятии в Грозном, вероятно, приняли участие также люди, которые приехали из Дагестана и Ингушетии.
По его словам, Рамзан Кадыров претендует сегодня на позицию лидера российских мусульман, конкурируя за лидерство только с запрещенной в России группировкой ИГ. «Преследования мусульман в России, СНГ и вообще в мире — как раз одна из тех тем, которая способна консолидировать исламскую умму», — уверен эксперт.
По его словам, из-за того, что Кадыров выступает резко против международного терроризма, в Кремле считают, что ему «позволительно вступаться за мусульман, так как исламские движения и активности должны быть максимально лояльны Москве». «Кадыров играет в эту игру. Для него это довольно выигрышная позиция, за счет которой он получает дополнительные преимущества и как политик, и теперь уже почти как религиозный лидер», — констатировал Соколов.
Накануне, 3 сентября, несанкционированная акция в поддержку мусульманского населения Мьянмы прошла у посольства этой страны в Москве. Участие в акции в Москве приняли 800 человек, полиция не стала разгонять протестующих.
Конфликт между исповедующими ислам представителями народа рохинджа и властями Мьянмы продолжается уже на протяжении нескольких десятилетий. Рохинджа требуют независимости, а власти Мьянмы выступают против. Большинство населения этой страны (около 90%) исповедуют буддизм.
1 сентября Reuters со ссылкой на заявление армии Мьянмы сообщил о том, что в ходе противостояния правительственных сил и представителей рохинджа в течение недели погибло около 400 человек. При этом потери армии республики составили только 15 человек.
По данным Росстата, на март 2017 года всего на территории Чечни проживают 1 млн 414 тыс. человек, в Республике Дагестан — 3 млн 41 тыс. человек, в Ингушетии — 480 тыс. человек.