В Москве начался процесс по делу перекрасивших звезду руферов
Вандализм и хулиганство
Таганский суд столицы во вторник провел предварительные слушания по делу о покраске звезды в цвета украинского флага. На скамье подсудимых пять человек: бейсджамперы (любители экстремальных прыжков с мостов и высотных зданий) Александр Погребов, Алексей Широкожухов, Евгения Коротова и Анна Лепешкина, а также руфер (любитель путешествий по крышам) Владимир Подрезов.
Всем им предъявлены обвинения в вандализме и хулиганстве по политическим мотивам (ст. 214 и 213 Уголовного кодекса). Главным исполнителем следствие считает украинского руфера Григория Мустанга (Павла Ушевца), он арестован судом заочно.
По версии обвинения, Ушевец специально прилетел в Москву, чтобы рано утром 20 августа 2014 года перекрасить звезду на шпиле высотки на Котельнической набережной и установить флаг Украины. Через несколько дней после инцидента он признался в проведении этой акции, выложив фотоотчет на своей страничке в интернете.
Заседание суда прошло в закрытом порядке. Четверо парашютистов приехали в суд сами, так как они год находятся под домашним арестом. Под конвоем в зал зашел только Подрезов.
«Аполитичные ребята»
Как рассказывали РБК адвокаты обвиняемых Ольга Лукманова и Валерий Лавров, они просили суд вернуть дело прокурору и исключить ряд доказательств — протоколы следственных действий с участием их подзащитных, а также детализацию телефонных соединений и локализацию.
Но суд отклонил их ходатайства и назначил дату рассмотрения дела по существу на 17 августа.
По словам Лукмановой и Лаврова, четверо бейсджамперов не признают вину. Но следствие считает, что прыжок с крыши высотки парашютисты совершили с целью «привлечь внимание к акции с покраской звезды», рассказывают защитники.
«Они аполитичные ребята, им главное — забраться повыше и спрыгнуть, — настаивал Лавров. — Это было совпадение, что парашютисты прыгали с этой высотки. В эту ночь они хотели прыгнуть с трубы ТЭЦ на МКАД, но она хорошо охранялась, поэтому они стали искать другой объект».
Лавров утверждает, что парашютисты не были знакомы ни с Мустангом, ни с пятым фигурантом дела, Подрезовым. Это подтверждают детализация их телефонных соединений и локализация. «В то время когда Мустанг был в Москве, наши ребята даже близко не были в тех местах, где он находился», — рассказывает Лавров.
По словам адвоката, единственным доказательством в деле против парашютистов являются показания Подрезова и главного свидетеля в деле руфера Кирилла Ишутина. Уже во время предварительного расследования они оба стали утверждать, что якобы слышали, как Мустанг упоминал, что во время акции несколько парашютистов спрыгнут с крыши, рассказывает Лавров. Но с самими бейсджамперами ни Подрезов, ни Ишутин знакомы не были.
Помощники Мустанга
Подрезов, по словам его адвоката, не отрицает, что знал Мустанга и присутствовал на крыше высотки, когда украинский руфер красил звезду. Ишутин же подробно рассказывал следствию о том, как готовилась акция.
Как следует из протокола допроса Ишутина, с которым удалось ознакомиться РБК, с Мустангом Ишутин познакомился в 2013 году: переписывались по интернету и ездили друг к другу в гости. В августе 2014 года Мустанг прилетел из Киева в Москву, и, по словам Ишутина, у него уже была идея сфотографироваться на какой-нибудь крыше с украинским флагом в руках.
Ишутин в своих показаниях рассказывал, что идею поддержал руфер Вова, известный под ником в социальной сети Палево Вездесущее (страница с этим именем принадлежит Подрезову), а также девушка под ником Ангела. Именно они, утверждал в первых показаниях Ишутин, полезли вместе с Мустангом в ночь на 20 августа на крышу высотки. О наличии в деле еще одной подозреваемой или свидетельницы следствие до сих пор не сообщало.
Сам Ишутин не является фигурантом этого уголовного дела, но ему предъявлены обвинения за хранение наркотических средств, которые сотрудники полиции обнаружили у него во время обыска.