В правительстве обсудили отсрочку «пакета Яровой» на пять лет
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела положительный отзыв на проект закона об отсрочке вступления в силу антитеррористических поправок Ирины Яровой и Виктора Озерова, рассказали газете «Ведомости» источники, близкие к комиссии. Заседание состоялось в понедельник, 3 июля, уточнил собеседник издания. «Ведомости» ознакомились с копией проекта отзыва.
По словам собеседника издания, утвердить положительный отзыв комиссия не смогла из-за замечаний представителя ФСБ. Проект отзыва отправлен на доработку, при этом источник газеты не уточнил, какие именно положения документа вызвали возражения ФСБ. По словам источника, знакомого с одним из участников заседания, решение доработать проект означает, что в целом комиссия одобряет эту идею, но есть необходимость уточнить некоторые положения отзыва.
Законопроект об отсрочке вступления в силу некоторых положений «пакета Яровой» на пять лет внес в Госудуму член Совета Федерации Антон Беляков. Он предложил внести единственное изменение в статью 19 закона, названного «законом Яровой»: заменить слова «с 1 июля 2018 года» словами «с 1 июля 2023 года».
В пояснительной записке Беляков обосновал необходимость отсрочки несколькими соображениями. Во-первых, реализация положений «закона Яровой» требует больших расходов за короткое время — около 2,2 трлн руб., что приведет к удорожанию услуг связи. При этом он сослался на главу Минкомсвязи Николая Никифорова, который заявил о возможном взлете тарифов в этом сегменте на 300%.
Беляков также сослался на заявления операторов, которые посчитали, что будут находиться в налоговом убытке в течение нескольких лет. А это приведет к потерям бюджета в сотни миллиардов рублей и «остановит инновационное развитие отрасли связи». При этом «прибыль от продажи оборудования хранения данных будет находиться у иностранных производителей, которые не уплачивают российский налог на прибыль». К тому же, хотя закон «действительно формирует беспрецедентный по объему заказ, который действительно мог бы дать толчок развитию отечественной промышленности», в России нет сейчас мощностей для реализации этого заказа, что приведет к закупкам в больших объемах готовых решений у зарубежных производителей.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев заявил РБК, что оснований для отсрочки вступления в силу пакета антитеррористических поправок нет. «Почему [правительственная] комиссия приходит к таким выводам, я не знаю», — отметил депутат. Он также подчеркнул, что необходимость вступления в силу этих поправок в 2018 году «продиктована временем».
По мнению Валеева, сенатор Беляков не может обладать точными данными о возможных убытках от введения поправок. «Я думаю, здесь есть определенное лукавство. Цифры разные давали и операторы, и Минсвязи. Но то, что объективных данных нет у Белякова, у меня сомнений нет», — заявил депутат. Он рассказал, что на стадии обсуждения законопроекта, когда было решено сократить срок хранения данных с трех лет до одного года, операторы заявляли об увеличении суммы возможных убытков. «И чем больше сокращали сроки, тем больше возрастала сумма возможных затрат», — добавил Валеев.
Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный считает, что мотивация у правительственной комиссии может быть только одна: «Правоприменитель не сможет в силу объективных причин исполнять данный закон». «Откладывать в долгий ящик [вступление поправок в силу], я думаю, не стоит. Но если необходимо какое-то время, чтобы подготовить базу и механизмы для надлежащего правоприменения, а не усугубления ситуации, то, конечно, такая инициатива [по отсрочке] заслуживает крайне серьезного отношения», — заявил он в беседе с РБК.
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции отказался поддержать инициативу Белякова. «Положения федерального закона еще не вступили в силу, и практика правоприменения данных норм к настоящему времени не сформирована. Нам необходимо дождаться их вступления в силу и посмотреть, возникнут ли трудности с реализацией», — заявил председатель комитета Василий Пискарев.
В интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну президент Владимир Путин заявил, что «пакет Яровой» обоснован и необходим в борьбе с терроризмом. Путин отметил, что в 2016 году российские спецслужбы предотвратили 45 преступлений террористического характера. Закон предполагает долгосрочное хранение операторами информации, при этом спецслужбы или правоохранительные органы могут получить ее только по решению суда, отметил российский лидер. По словам президента, подобные законы действуют в Австралии, США, Канаде и во многих других странах. Если данные уничтожаются, подчеркнул Путин, то «исчезают любые возможности работать по криминальным элементам».
Антитеррористический пакет поправок, который получил неофициальное название «пакет Яровой» (по фамилии одного из авторов документа — депутата Госдумы Ирины Яровой), был принят летом 2016 года. Закон в числе прочего предписывает операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (в их числе сервисы электронной почты, мессенджеры, форумы) до шести месяцев хранить записи звонков и переписку своих абонентов и пользователей, а также до трех лет — информацию о фактах коммуникаций.