Корейский узел: как Россия, Китай и США рассчитывают давить на Пхеньян
В ночь на 4 июля, за три дня до саммита «Двадцатки» в немецком Гамбурге, Северная Корея провела очередное испытание баллистической ракеты. Ракета была направлена в сторону Японского моря и упала в исключительной экономической зоне Японии, сообщает Reuters, ссылаясь на южнокорейских, японских и американских чиновников. В последние два года Северная Корея регулярно будоражит мировую общественность: в 2016 году провела два ядерных испытания (до этого ядерные испытания проходили в 2006, 2009 и 2013 годах), а в 2017 году — серию ракетных испытаний (в марте, дважды в апреле и 4 июля).
Лидеры Японии и США ответили на инцидент незамедлительно. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил 4 июля, что на саммите «Двадцатки», который состоится 7–8 июля, он попросит своих российских и китайских коллег способствовать решению проблемы с ракетно-ядерной программой Северной Кореи. «Сложно поверить, что Южная Корея и Япония смогут и дальше это терпеть», — написал в своем Twitter президент США Дональд Трамп, выразив надежду, что Китай предпримет более решительные и жесткие действия, покончив с «этой нелепостью раз и навсегда».
Во вторник свою позицию высказали и Россия с Китаем. Министры иностранных дел двух стран Сергей Лавров и Ван И выпустили совместное заявление, в котором предложили план действий по урегулированию кризиса.
Подход России и Китая
Москва и Пекин назвали действия Пхеньяна «неприемлемыми, идущими вразрез с резолюциями Совета Безопасности ООН». Рост военно-политической напряженности может привести к военному конфликту в регионе и «требует от международного сообщества принятия коллективных мер по мирному урегулированию ситуации путем диалога и консультаций», предупредили министры.
Россия и Китай, говорится в заявлении, выдвинули совместную инициативу, основанную на предложенной китайской стороной идее «двойного замораживания»: Пхеньян объявляет мораторий на испытания ракет и ядерных взрывных устройств, а США и Республика Корея воздерживаются от крупномасштабных совместных учений в регионе. Параллельно с началом моратория должны начаться переговоры, основанные на общих принципах отказа от применения силы.
В последнем пункте плана указано, что союзнические отношения между отдельными государствами не должны наносить ущерб интересам третьих стран. В заявлении их названия не указаны, однако ранее Россия и Китай неоднократно выступали против размещения США в союзных с ними Южной Корее и Японии объектов противоракетной обороны, проведения ими учений в регионе и оказания санкционного давления на Пхеньян. Развертывание в регионе американских противоракетных комплексов THAAD наносит серьезный ущерб интересам стратегической безопасности региональных государств, включая Россию и Китай, подтверждено в заявлении Москвы и Пекина.
США начали размещать комплексы THAAD на территории Южной Кореи в марте этого года, уже развернуты два из по крайней мере шести комплексов. Однако в начале июня Южная Корея приостановила размещение американской системы ПРО до проведения оценки ее влияния на окружающую среду.
Подход «тройки»
Лидеры США, Японии и Южной Кореи в последние недели провели несколько консультаций, как противостоять северокорейской угрозе. 30 июня президент США Дональд Трамп принял в Вашингтоне президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина, а 2 июля созвонился с премьером Японии Синдзо Абэ и председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. В разговоре с Си президент США подчеркнул «растущую угрозу, которую представляет северокорейская ракетная и ядерная программа». В разговоре с Абэ лидеры обсудили общие шаги по усилению давления на северокорейский режим, чтобы заставить его изменить «опасный путь», говорится в сообщениях Белого дома по итогам переговоров.
Трамп с апреля этого года призывает китайского лидера оказать давление на Северную Корею, грозя в противном случае применить к китайским компаниям санкции. «Я сказал ему [Си Цзиньпину], что, если он хочет получить хорошие торговые сделки, они должны помочь нам с Северной Кореей, иначе мы просто будем делать это сами. «Сами» означает с другими странами», — говорил Трамп в апреле этого года. Китай — важнейший союзник Северной Кореи, ее крупнейший торговый партнер, главный поставщик энергии и продовольствия, отмечает в обзоре отношений двух стран американский Совет по международным отношениям. Китай исторически выступает против усиления санкций в отношении своего партнера, так как опасается падения режима, которое неизбежно приведет к неконтролируемому притоку беженцев, указано в обзоре.
В апреле японская газета Asahi Shimbun сообщала, что китайский лидер попросил американского коллегу отложить на 100 дней санкции против китайских компаний, сотрудничающих с КНДР. За это время Китай обещал разработать меры давления на Пхеньян. Однако это не удовлетворило президента США. В последнее время Трамп выражает все большее недовольство тем, что Китай не способен повлиять на Пхеньян, а поэтому начинает использовать экономические способы воздействия на Пекин, отмечает Reuters. В прошлый четверг, 29 июня, США ввели санкции против китайского банка, грузовой компании и двух граждан Китая, которых Вашингтон заподозрил в незаконном сотрудничестве с КНДР. Вашингтон также одобрил сделку на $1,4 млрд по продаже оружия Тайваню, а в день телефонных разговоров Трампа с Си и Абэ американский эсминец USS Stethem подошел к острову Тритон в Южно-Китайском море, который входит в состав Парасельского архипелага, являющегося предметом территориальных споров Китая, Тайваня и Вьетнама.
Эти шаги вызвали недовольство Пекина. МИД Китая назвал действия США «серьезной политической и военной провокацией», нарушающей суверенитет КНР и угрожающий ее безопасности. Представитель Минобороны США заявил, что американский эсминец проводил обычные маневры, цель которых — подтвердить право на свободное судоходство в международных водах. Си Цзиньпин в телефонном разговоре призвал Трампа уважать политику «одного Китая» (Пекин считает Тайвань неотъемлемой частью своей территории), а также указал на то, что двусторонние отношения подвергаются воздействию «негативных факторов», передало содержание разговора китайское госагентство «Синьхуа».
Выход из тупика
Пока, судя по заявлениям Трампа, Китай не оправдывает его ожиданий. «Давление США на Пекин — это шантаж, цель которого — снять с себя ответственность за решение проблемы», — уверен Георгий Толорая, директор Центра азиатской стратегии России при Институте экономики РАН. «Китай стоит перед дилеммой: либо перекрыть границу и изолировать Северную Корею под угрозой краха ее режима, который имел бы для Китая катастрофические последствия, либо сохранять с Пхеньяном связи, но так, чтобы угодить американцам», — отмечает Толорая.
Новые шаги Трампа — это отражение его стиля во внешней политике, сказал РБК руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев. После апрельского саммита с Си во Флориде Трамп рассчитывал на помощь Пекина при решении северокорейской проблемы, рассуждает эксперт. Но давление, которое может оказать Китай на своего соседа, имеет пределы, так как в Пекине заинтересованы в сохранении режима и не будут предпринимать шаги, дестабилизирующие КНДР. «Поняв это, Трамп вернулся к идеям, которые обсуждались в администрации ранее — включая продажу новой партии оружия Тайваню и операции по свободе мореплавания в Южно-Китайском море», — заключает Габуев.
Однако и российско-китайский подход эксперты не считают возможным реализовать. План МИД двух стран — это продолжение ранее высказанных российских идей и китайских предложений, но этот план вряд ли будет реализован, так как нет уверенности в том, что Пхеньян поддержит эту инициативу, полагает Георгий Толорая. Большой вопрос — согласятся ли американцы на сворачивание военных учений и на отказ от размещения противоракетных комплексов, добавляет он.
Формула двойного замораживания нежизненная и неработающая, уверен экс-посол России в Южной Корее и Японии Александр Панов. Северная Корея всегда выступала против совместных маневров США и Южной Кореи и, возможно, была готова временно прекратить испытания, но США, выступающие против ракетно-ядерной программы Пхеньяна, ждут первых шагов от Северной Кореи, что препятствует решению проблемы. Пока Пхеньян не сделает первый шаг, Вашингтон ничего делать не будет и не пойдет на компромиссы, говорит Панов.
Согласовать позиции по возможному урегулированию лидеры смогут 7–8 июля на саммите «Двадцатки». Трамп проведет там переговоры с Си Цзиньпином и Владимиром Путиным, который, в свою очередь, встретится с премьером Японии и президентом Южной Кореи.
Ультиматумы и санкции также не смогут преодолеть «тупиковую ситуацию» на Корейском полуострове, уверен Панов. По его мнению, для решения проблемы сначала нужно подписать мирный договор между КНДР и Республикой Кореей под эгидой ООН, после чего начать многосторонний диалог с участием членов Совета Безопасности ООН, чтобы достигнуть приемлемого для всех компромисса.