Экс-президент Армении обвинил Пашиняна в «запланированном поражении»
Второй президент Армении Роберт Кочарян вновь заявил о намерении пойти на парламентские выборы, об этом он заявил в четверг в Ереване на пресс-конференции для российских журналистов, передает корреспондент РБК.
«Если будут выборы, я буду в них участвовать. Да, я претендую на участие и претендую на победу. У меня есть достаточно опыта, чтобы установить прогнозируемость, управляемость и динамичность развития Армении», — сказал он. В конце января в интервью армянским СМИ он уже допускал участие в выборах.
Экс-президент также высказался о политическом кризисе в стране и о поражении Армении в войне в Карабахе в 2020 году. По его мнению, есть основания подозревать, что поражение в войне стало результатом тайных договоренностей.
Кочарян также перечислил ошибки, которые, как он считает, допустило руководство страны, включая прекращение мобилизации и недопущение до командования армией «старых» офицеров — участников первой войны (1992–1994 годы), которые привели к поражению. Действующему премьер-министру Николу Пашиняну уже на четвертый день боевых действий в Карабахе Генштаб письменно доложил, что война будет проиграна, утверждает Кочарян. «Это очень похоже на запланированное поражение. Мотивацию должны расследовать следственные органы», — отметил экс-президент.
Слова Кочаряна о желании принять участие в выборах прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков — российский президент Владимир Путин поддерживает с Кочаряном дружеские отношения. «Роберт Седракович, конечно, большой друг России. Он убежденный сторонник пользы для Армении и дальше развивать и углублять взаимодействие с Россией. <...> Для нас это является главным», — сказал представитель Кремля.
Отвечая на вопрос РБК, почему за 20 лет правления Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна армию не подготовили к такой войне (по крайней мере, именно на второго и третьего президента возлагают основную вину за поражение многие сторонники Никола Пашиняна), он ответил: «Практически все 20 лет на всех экспертных уровнях ВС Армении считались самыми боеспособными на Южном Кавказе».
Кочарян считает, что в годы его правления армянская армия была оснащена и вооружена лучше, чем азербайджанская. Он утверждает, что армию довели до состояния, которое привело к поражению, именно за последние три года, когда премьером был Пашинян.
Для восстановления армии после карабахской войны понадобится $3 млрд, полагает Кочарян. Восстановить армию, считает он, возможно при развитии связей с Россией: «Мы должны найти формулу такой интеграции с Россией, которая позволит нам восстановить вооруженные силы страны».
Кочарян также прокомментировал продолжающееся с прошлой недели противостояние Генштаба с Пашиняном, заявив, что премьеру стоит извиниться перед поспорившим с ним генералом, который был уволен.
«Премьер признал, что он был не прав (в споре об «Искандерах». — РБК). Что должен был сделать порядочный человек, имеющий достоинство? Он должен был извиниться перед [уволенным] генералом [Тираном] Хачатуряном, он должен был извиниться перед Генштабом», — считает экс-президент.
После увольнения Хачатуряна Генштаб Армении опубликовал заявление, в котором потребовал немедленной отставки самого премьера в связи с тем, что он «не в состоянии принимать адекватные решения». Пашинян назвал действия офицеров попыткой военного переворота и направил президенту Армену Саркисяну предложение уволить главу Генштаба Оника Гаспаряна (пока отставка не утверждена). «Не думаю, что нужно очень сильно бояться этого слова (военный переворот. — РБК), — заявил Кочарян. — Если военная элита чувствует на себе ответственность за будущее страны, то не надо исключать и шагов, которые могут стать судьбоносными. Но это моя точка зрения, это не призыв».
Проведения досрочных парламентских выборов от Пашиняна требует армянская оппозиция, однако стороны не могут согласовать условия их проведения. Очередная встреча представителей оппозиции с премьером 4 марта закончилась безрезультатно, сообщил руководитель оппозиционной парламентской фракции «Светлая Армения» Эдмон Марукян (его слова приводит «Интерфакс»).