СПЧ попросил отдать дело жены экс-судьи Янгулбаева в Москву
Председатель Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Валерий Фадеев обратился с письмом к главе СК России Александру Бастрыкину и предложил передать дело жены экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева Заремы Мусаевой на федеральный уровень. Об этом РБК сообщили в пресс-службе СПЧ.
В обращении Фадеев указал, что дело Мусаевой «тесным образом» связано с конфликтом между руководством Чечни и ее сыновьями. Чеченские власти считают, что сыновья Мусаевой, Абубакар и Ибрагим Янгулбаевы, связаны с критикой в интернете в адрес главы республики Рамзана Кадырова. Ранее грозненский суд признал Telegram-канал 1ADAT, в администрировании которого власти обвиняют Абубакара, экстремистским.
«Риторика с обеих сторон приобрела крайне острый характер, вплоть до публичных заявлений должностных лиц Чеченской Республики с угрозами в адрес семьи Янгулбаевых. В сложившейся ситуации ход и результаты расследования уголовного дела в отношении Заремы Мусаевой могут быть дискредитированы и оценены обществом как предвзятые и необъективные», — написал Фадеев.
Он заявил, что на этом фоне было бы полезно передать уголовное дело в отношении Мусаевой из СК по Чечне в ведение СК по Северо-Кавказскому федеральному округу или в центральный аппарат СК России. Это позволило бы «нивелировать негативный эффект и существенно снизить градус напряженности».
Зарему Мусаеву вывезли из Нижнего Новгорода, где она проживала с супругом, вечером 20 января. Вооруженные люди, которые представились сотрудниками МВД Чечни, ворвались в квартиру, предъявили постановление о принудительном приводе на допрос, а затем увезли женщину. Ее доставили в Грозный.
Кадыров заявлял, что супругов подозревают в причастности к атаке на бывшего чеченского силовика в Турции. Он добавил, что правоохранители совершали «законные и согласованные оперативные действия», так как Янгулбаеву и Мусаевой трижды отправляли повестку, но они не явились.
«Пока жив хоть один чеченец, свободно, наслаждаясь жизнью, ходить члены этой семьи уже не смогут, настолько глубоко задета честь каждого представителя нашего народа», — заявил Кадыров.
В «Комитете против пыток» (юрлица правозащитной организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации) предположили, что действия чеченских силовиков связаны с преследованием в Чечне сыновей Мусаевой и Янгулбаева. Так, Абубакара Янгулбаева допрашивали по делу об оправдании терроризма, а Ибрагим Янгулбаев провел в СИЗО Грозного около полутора лет по делу об экстремизме. Он также жаловался в ЕСПЧ на пытки и избиения в грозненской полиции.
Абубакар Янгулбаев, Сайди Янгулбаев и его дочь Алия в конце января покинули Россию.