Песков назвал традицию кровной мести в Чечне не коррелирующей с законом
Вопрос кровной мести для Чечни традиционный, но такая традиция не коррелируется с российским законодательством. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, передает корреспондент РБК.
«Это вопрос традиционный для этого региона, но эта традиция не коррелируется с законодательством РФ», — сказал представитель Кремля.
В январе чеченские силовики вывезли жену экс-судьи Верховного суда республики Сайди Янгулбаева — Зарему Мусаеву — из Нижнего Новгорода в Грозный в качестве свидетеля по уголовному делу о мошенничестве, затем ее обвинили в насилии над полицейским. Глава Чечни Рамзан Кадыров утверждал, что Мусаева «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза». По его словам, семью экс-судьи «ждет место либо в тюрьме, либо под землей». Позже он заявил, что Янгулбаевы, возможно, причастны к организации нападения на бывшего чеченского силовика в Турции и потребовал «уничтожить» их как пособников террористов в случае сопротивления.
Кадыров утверждает, что в Сеть попала переписка братьев Янгулбаевых с угрозами чеченцам.
Позже угрозы семье Янгулбаевых начали высказывать и представители чеченских властей. Среди них депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов, который пообещал «отрезать головы» (перевод Би-би-си). «У нас с вами вражда, война, кровная месть», — говорил он по-чеченски в опубликованном видео.
Депутат Госдумы от Чечни, член «Единой России» Шамсаил Саралиев, в свою очередь, сообщил, что слова Делимханова об «отрывание голов» не являются прямой угрозой. По его словам, в чеченском языке эта фраза близка к русскому обороту «и полетят головы». «Чуть грубее, действительно, но к нему не надо относиться как к прямому посылу. Это не значит, что кто-то возьмет тесак и пойдет рубить головы», — пояснил депутат.
В Кремле заявляли, что ситуация в Чечне находится под контролем. На вопрос журналиста, боится ли президент Владимир Путин главу Чечни, Песков ответил: «я затрудняюсь в понимании вашего вопроса».
В Грозном прошел многотысячный несанкционированный митинг против Янгулбаева и его семьи. Кадыров назвал его шагом на пути «священной войны».
3 февраля Янгулбаев был лишен статуса судьи в отставке и неприкосновенности. Еще в январе он сообщил, что уехал из страны вместе с дочерью. До этого Россию покинул его сын Абубакар. Против второго сына Ибрагима, которого власти Чечни связывают с признанным в республике экстремистским Telegram-каналом 1ADAT, возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.2. УК (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма с использованием средств массовой информации либо интернета). Его объявили в розыск.
В конце декабря Абубакара задержали в Пятигорске и допросили по делу об оправдании терроризма, а Ибрагим подавал жалобу в Европейский суд по правам человека на избиение и пытки в грозненской полиции из-за высказываний в Сети, а также около полутора лет находился под арестом в грозненском СИЗО по делу об экстремизме.