Катар объявил о выходе из ОПЕК
Министр энергетики Катара Саад аль-Кааби объявил, что страна уведомила Организацию стран — экспортеров нефти о выходе из нее. Об этом сообщает телеканал Al Jazeera. Министр объявил об этом на пресс-конференции в столице Катара Дохе.
«Решение о выходе [из ОПЕК] отражает желание Катара сосредоточить свои усилия на планах по развитию и увеличению добычи природного газа с 77 млн т в год до 110 млн т в ближайшие годы», — заявил министр.
Информацию о выходе подтвердила государственная катарская компания Qatar Petroleum. Страна перестанет быть членом картеля с 1 января 2019 года.
Аль-Кааби подчеркнул, что решение о выходе из картеля не связано с блокадой Катара странами ОПЕК — Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) — и не входящими в ОПЕК Египтом и Бахрейном. Объявление о выходе было сделано за несколько дней до заседания ОПЕК, которое назначено на 6 декабря.
Доля Катара в общей добыче нефти странами ОПЕК составила в 2017 году 1,85%, ежедневно страна добывает около 600 тыс. барр. нефти, притом что суммарная добыча нефти странами картеля превышает 32 млн барр. в день.
Организация стран — экспортеров нефти была создана в 1960 году, в нее вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Катар присоединился к организации в 1961 году. В настоящее время в ОПЕК входят 14 стран. Наибольшее количество нефти из суммарной добычи картеля приходится на Саудовскую Аравию (30%), Ирак (13%), Иран (11%), ОАЭ (9%).
За время существования организации ее состав не раз изменялся. Индонезия дважды входила в картель и дважды покидала его, Габон выходил из ОПЕК и вернулся в него в 2016 году. Весной 2017 года членом ОПЕК стала Экваториальная Гвинея.
Причины и последствия
Выход Катара из ОПЕК не окажет существенного влияния на мировые цены на нефть и объем предложения, заявил РБК аналитик «Брокеркредитсервис» Кирилл Таченников. «Добыча нефти Катара составляет порядка 600 тыс. барр. в сутки, это немного. Если бы страна оставалась в картеле в условиях нового соглашения о снижении добычи нефти, ей пришлось сократить бы и эти небольшие объемы. А это Катару не выгодно финансово», — отметил эксперт. По его словам, страна продолжала сохранять добычу нефти на уровне ноября 2016 года. Таченников полагает, что возможности наращивать добычу у страны нет.
С тем, что выход Катара из ОПЕК незначительно скажется на судьбе соглашения об ограничении нефтедобычи, согласен и аналитик IHS Markit Максим Нечаев. Эксперт отмечает, что страна добывает около 6% от всей добычи Саудовской Аравии и меньше 2% добычи всех стран — участниц ОПЕК (по данным на октябрь).
После соглашения 2016 года Катар снизил добычу примерно на 50 тыс. барр. в сутки и с тех пор стабильно добывает около 600 тыс. барр. в сутки, напоминает Нечаев. По его словам, Катар максимум может нарастить добычу на 100 тыс. барр. в сутки, и в рамках добычи всех участников соглашения это совсем несущественный объем.
Первая встреча стран ОПЕК и не входящих в картель, прошла в Катаре, в Дохе, но страну трудно назвать инициатором встречи или важным переговорщиком в рамках картеля — из-за ее небольшой добычи, заключает аналитик.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в разговоре с РБК отметил, что за счет выхода из ОПЕК Катар намерен нарастить экспорт своего основного топливного ресурса — сжиженного природного газа (СПГ). «Такой шаг был сделан в преддверии встречи ОПЕК+ между Саудовской Аравии и Россией. В последнее время у страны очень сложные отношения с саудитами, в отношении Катара были введены санкционные составляющие: ограничения на перелеты, экономические меры, его обвиняли в активном взаимодействии с Ираном. Выход Катара из ОПЕК — попытка снять ограничения по активному наращиванию поставки газа, в который вкладываются большие средства. С другой стороны, это попытка ударить по Саудовской Аравии», — сказал политолог.
Он отметил, что маневр не окажет особого влияния на ценообразование нефти. Однако это приведет к расколу позиций стран Ближнего Востока по энергоносителям, подчеркнул Абзалов. «Теперь будет отдельная позиция Ирана, Катара, шиитов в Ираке, даже Венесуэлы. ОПЕК начнет модернизироваться, и ведущую роль займут не ее участники, как ни парадоксально, а большая тройка — США, Россия и Саудовская Аравия», — заключил эксперт.
В сентябре катарский фонд QIA стал вторым после BP крупнейшим частным акционером «Роснефти», он владеет пакетом в 4,16% акций. QIA заявлял об интересе к добычным проектам «Роснефти» в России и третьих странах. Также стороны планировали сотрудничать в сфере СПГ, включая трейдинг и потенциальное участие в СП. Пока о таких проектах «Роснефти» и Катара объявлено не было.