Минюст включил в список иноагентов «Ромашки монолит» и еще три компании
Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов четыре юрлица, основанные рядом граждан, которых ранее также признали СМИ-иноагентами, сообщили в ведомстве.
«Организации были созданы российскими физическими лицами, ранее внесенными в реестр, — Гликиным М.А. (ООО «Альтаир 2021»), Рождественским И.Д. (ООО «Вега 2021»), Ярош Ю.П. (ООО «Главный редактор 2021»), а также Гройсман С.Р., Железновой М.М., Лукьяновой Ю.С., Маняхиным П.Б. и Чураковой О.В. (ООО «Ромашки монолит»)», — говорится в сообщении.
В Минюсте уточнили, что в этом случае речь идет «о добросовестном выполнении требований закона» лицами, включенными в реестр. Эти требования направлены на «повышение информационной прозрачности их деятельности».
Среди учредителей этих компаний — журналисты, которые ранее были признаны иноагентами. В их числе главный редактор «Открытых медиа» (признаны нежелательной организацией, сайт проекта заблокирован по требованию Генпрокуратуры) Юлия Ярош, начальник отдела политики того же издания Максим Гликин и его заместитель Илья Рождественский, журналист «Проекта» (признан нежелательной организацией) Мария Железнова.
После признания иноагентами они по закону должны были в течение месяца зарегистрировать юрлица. Материалы, которые создадут и выпустят эти юрлица, также подлежат обязательной маркировке. Кроме того, они обязаны предоставлять сведения в Минюст и раз в полгода публиковать отчет о своей деятельности в интернете, пояснили в ведомстве.
Ярош в разговоре с РБК подтвердила, что информация в реестре совпадает с данными юрлица, которое она учредила по закону об иноагентах. «Мне по закону после внесения в реестр в течение месяца нужно было учредить юрлицо в России. Я сделала и отчиталась. Зачем его вносить в список — я не понимаю. Но никакой деятельности оно вести не будет. Для меня это абсолютная формальность. Я не собираюсь никакие работы через него вести», — сказала РБК Ярош.
Включение учрежденного им юрлица в список иноагентов также подтвердил РБК ранее работавший в «Проекте» (после признания нежелательной организацией объявил о закрытии) журналист Петр Маняхин (включен в список иноагентов). «Я учредил это ООО по принуждению государства, чтобы исполнить требования так называемого закона. Оно попало туда в соответствие с этим так называемым законом. Для меня это не новость, это означает, что Минюст получил мои документы. Теперь я добросовестный иноагент», — сказал он.
По словам Маняхина, за два года действия закона об иноагентах Минюст не разработал электронные сервисы для уведомления его о создании юрлица, хотя эти сервисы предусмотрены приказом Минюста. «То есть мы должны следить за каждой буковкой в их писанине, чтобы не получить штрафы и уголовное дело, а они не утруждают себя исполнением своих же предписаний», — рассказал он.
Рождественский в разговоре с РБК также объяснил учреждение юрлица законом об иноагентах. «Да, я являюсь учредителем ООО «Вега 2021». Такой закон: включили как физлицо в реестр иноагентов — надо создать юрлицо и уведомить после этого Минюст. Дальше Минюст включает это юрлицо в тот же реестр. Я никак этот факт не оцениваю», — отметил он.
В свою очередь, учредитель «Альтаир 2021» Максим Гликин отметил, что раньше такой практики внесения созданных юрлиц в реестр СМИ-иноагентов не было. «Понять факт внесения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, без юристов не могу: раньше такой практики не было. Возможно, она изменилась. Ну или нас считают особо вредными и опасными иноагентами», — сказал он РБК.
РБК обратился за комментарием к Софье Гройсман, Юлии Лукьяновой и Ольге Чураковой. Ранее они работали в «Проекте», включены в список иноагентов.
В начале сентября 23 главных редактора и руководителя СМИ предложили внести поправки в закон об иноагентах. В частности, они выступили за то, чтобы внесение СМИ в список иноагентов по представлению Минюста происходило «исключительно в судебном порядке» и при этом была «предусмотрена процедура предупреждения, предваряющая внесение СМИ в такой список».
В Кремле обращение СМИ назвали конструктивным. «Это уже не требование, которое до этого было озвучено, а конструктивное предложение, поэтому, конечно, на предмет их реализуемости рассмотрим», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Он имел в виду открытое обращение к властям, которое ранее опубликовали российские СМИ. Они потребовали прекратить преследование журналистов на основании закона об иноагентах и отказаться от практики включения изданий в соответствующие реестры.
Это обращение в Кремле назвали «достаточно эмоциональным». «Мы не согласны с формулировкой «преследование», речь идет о применении положений закона известного», — сказал Песков. Он добавил, что в обращении использована «не совсем верная риторика», но оно заслуживает внимания.