Суд дал Соболь полтора года ограничения свободы по «санитарному делу»
Преображенский суд Москвы вынес приговор бывшему юристу Фонда борьбы с коррупцией (признан иноагентом, экстремистской организацией и запрещен в России) Любови Соболь. Судья Вероника Сиратегян назначила ей наказание в виде 1,5 лет ограничения свободы, сообщили РБК в суде. Соболь запрещено покидать жилище с 22:00 до 6:00, принимать участие в массовых акциях, выезжать за пределы Москвы и области, сообщили РБК в суде.
Гособвинитель запрашивал для Соболь такую же форму наказания сроком на два года.
Ей, как и еще восьми фигурантам дела, вменяется подстрекательство к нарушению санитарно-эпидемиологических правил (ч. 4 ст. 33 и ч. 1 ст. 236 УК) в связи с январскими акциями протеста в поддержку Алексея Навального. Соболь стала первой из оппозиционеров, кому суд вынес приговор.
Наряду с Соболь по делу проходят брат оппозиционера Олег Навальный, соратники главы ФБК Кира Ярмыш, Николай Ляскин, Анастасия Васильева и Олег Степанов, муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский, мундеп Басманного района Люся Штейн, а также участница группы Pussy Riot Мария Алехина. Ранее среди обвиняемых также был мундеп района Зюзино Константин Янкаускас, но в отношении него ГСУ СКР по Москве прекратило дело; следствие отказалось от версии, что в его твите «Один за всех и все за одного!» содержалось подстрекательство к участию в несогласованных акциях. Вскоре после домашнего ареста у Янкаускаса скончался отец.
Следствие считало, что, публикуя в соцсетях информацию о готовящихся несогласованных митингах, оппозиционеры создали «угрозу массового заболевания людей».
Еще один обвиняемый, 22-летний москвич Дани Акель Таммам, по версии СК, «под воздействием призывов» пошел на акцию протеста, хотя был заражен коронавирусом. Акель ранее возражал, что успел переболеть COVID-19 до акций и к 23 января уже имел на руках отрицательный тест на инфекцию. Он также не согласен, что к участию в несогласованных митингах его склонили чьи-либо призывы. В понедельник, 2 августа, суд прекратил его дело с назначением судебного штрафа в 100 тыс. руб., в инстанции уточнили, что Акель признал вину и дело слушалось в особом порядке.
Акции в поддержку Навального прошли по всей России 23, 31 января и 2 февраля, вскоре после возвращения оппозиционера из Берлина и его задержания в аэропорту Шереметьево сразу по прилете. До этого политик несколько месяцев лечился в клинике «Шарите» от последствий тяжелого отравления, которое, по данным Bellingcat, CNN, Spiegel и признанного в июле иноагентом издания The Insider, совершили люди, связанные с российскими спецслужбами. Соболь ранее приговорили к году исправительных работ условно по делу о вторжении в жилище одного из предполагаемых отравителей, Константина Кудрявцева, с которым Навальный до этого смог поговорить по телефону.
Через две недели после возвращения Навального суд заменил ему условный срок по так называемому делу «Ив Роше» на реальный, объяснив это в том числе тем, что Навальный не отмечался в уголовно-исполнительной инспекции, пока лежал в коме в берлинской клинике.
Во время несогласованных митингов было задержано рекордное количество людей: как сообщил проект «ОВД-Инфо», 23 января в отделы полиции были доставлены более 4 тыс. человек, 31 января — более 5,5 тыс., 2 февраля — 1463. Кроме того, по итогам акций было возбуждено около сотни уголовных дел, большинство из них — по статье о применении неопасного насилия к представителю власти.
В июне суд запретил Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ, юрлицо ФБК) и движение «Штабы Навального», признав их экстремистскими организациями. Соболь, которая планировала баллотироваться в депутаты Госдумы, после этого была вынуждена остановить свою предвыборную кампанию.