В Киеве начался суд над обвиненными в расстреле Майдана «беркутовцами»
В Киеве в среду начался суд над двумя бойцами расформированного спецподразделения МВД Украины «Беркут». Павла Аброськина и Сергея Зинченко обвиняют в убийстве 39 участников «Евромайдана» в феврале 2014 года. Генеральная прокуратура Украины (ГПУ), расследовавшая дело, требует для них пожизненного заключения. Судебные заседания проходят в Святошинском районном суде столицы, дело будет рассматривать суд присяжных — в среду суд начал формирование его состава. Следующее заседание назначено на 15 июня.
Кто предстал перед судом
Аброськин и Зинченко были арестованы в марте-апреле 2014 года, через месяц после трагических событий. Досудебное расследование ГПУ закончила 12 сентября 2014 года. В его ходе было установлено, что оба бойца спецназа вместе с другими работниками правоохранительных органов «во исполнение преступных приказов бывших руководителей правоохранительных органов, превышая предоставленные им власть и служебные полномочия, по предварительному сговору группой лиц, способом, опасным для жизни многих лиц, утром 20 февраля 2014 года на улице Институтской в Киеве совершили умышленные убийства 39 участников акций протеста».
Обвинительное заключение ГПУ передала в Печерский суд Киева 16 января 2015 года. Зинченко и Аброськин обвиняются в совершении уголовных преступлений по четырем статьям Уголовного кодекса Украины.
Однако два судьи Печерского суда, назначенные на процесс, взяли самоотвод из-за того, что принимали участие в досудебном следствии по делу «беркутовцев». В итоге 24 февраля судебное разбирательство было поручено Святошинскому районному суду, по просьбе обвиняемых оно будет рассмотрено присяжными.
Зинченко и Аброськин служили в спецподразделении «Беркут», ныне расформированном, но они до сих пор не уволены из МВД, сообщал адвокат одного из подследственных.
По данным украинских СМИ, они входили в так называемую «черную роту» «Беркута», которая стреляла по активистам Майдана. Командир спецподразделения Дмитрий Садовник, проходящий по тому же делу обвиняемым, скрылся от следствия. Он был задержан весной 2014 года, в качестве меры пресечения ему был выбран домашний арест, и 3 октября, когда его ждали на судебное заседание, стало известно, что он избавился от электронного браслета слежения и скрылся, предположительно, в России. Всего в розыске по делу о расстрелах на Майдане проходят 19 «беркутовцев», включая Садовника.
Перспективы дела
В уголовном деле — 17 тыс. страниц и 500 часов видеоматериалов, сообщала украинская газета «Сегодня». Однако перспективы дела неоднозначны. Без сбежавшего Садовника дело об убийствах на Майдане может полностью рассыпаться, еще и до его бегства в прокуратуре отмечали, что расследование гибели «майдановцев» осложнено уничтожением доказательной базы, сообщало «Радио Свобода».
«Досудебным следствием вообще не добыто ни одного доказательства причастности Аброськина и Зинченко к тем преступлениям, которые им инкриминируют. Это рядовые солдаты, обычные парни, каждый из них прослужил в милиции полтора года, кому-то просто выгодно сделать их виноватыми», — говорил адвокат Павла Аброськина Александр Горошинский (цитата по РБК-Украина). При этом адвокаты не отрицают, что бывшие «беркутовцы» находились 18—20 февраля, в дни расстрелов, на Институтской улице в Киеве. «Сами обвиняемые не отрицают, что присутствовали на Майдане», — говорил Горошинский.
Всего, по данным ГПУ, 22 января и с 18 по 20 февраля 2014 года в Киеве погибли 77 гражданских лиц и 13 сотрудников милиции, ранения получили 185 человек, около тысячи человек получили повреждения различной степени тяжести.
В феврале этого года активисты и волонтеры организации «Евромайдан SOS», Группы общественного наблюдения ОЗОН, Центра гражданских свобод и адвокаты семей «Небесной сотни» (так на Украине после революции официально называют погибших участников протеста) представили отчет с анализом расследования дел о преступлениях против протестующих за прошедший год. По их мнению, прошедший год можно охарактеризовать как «год безнаказанности».
Представители власти, соглашаясь с тем, что расследование забуксовало, перекладывают ответственность друг на друга. Нынешний генеральный прокурор Виктор Шокин обвинял предыдущее руководство ведомства в том, что было упущено критически важное время для сбора доказательств, критике подверглось и МВД, якобы в ряде случаев отказывавшееся идти навстречу следствию. Советник министра внутренних дел Антон Геращенко, в свою очередь, обвинял в волоките в первую очередь прокуратуру. Чиновник утверждал, что обвинения ГПУ в отношении МВД несправедливы, так как расследованием трагедии занимается именно это ведомство и ему предоставлены все необходимые инструменты для этого.
В ответ на критику 22 мая генпрокурор Шокин провел совещание с руководителями областных прокуратур и поручил им до 29 мая утвердить план расследования уголовных преступлений, совершенных во время революции. В этот план должны быть включены и расследования, находящиеся в ведении МВД и Службы безопасности Украины (СБУ).
Российский след
В ходе расследования украинскими властями делались неоднократные заявления о причастности к убийствам на Институтской российских официальных лиц. В феврале президент Петр Порошенко обвинил помощника президента России Владислава Суркова в том, что тот причастен к расстрелу участников Майдана. Руководство СБУ доложило президенту, что допрошенные бойцы еще одного спецподразделения, «Альфа», дали показания, согласно которым помощник президента России Владислав Сурков руководил организацией снайперских групп иностранцев на Майдане.
Как рассказывал журналистам руководитель спецслужбы Валентин Наливайченко, Суркова в Киеве якобы сопровождал один из генералов СБУ, который сейчас арестован. Помощник российского президента «лично консультировал государственного изменника, которого мы разыскиваем, — это [Александр] Якименко, бывший глава СБУ», — заявил Наливайченко.
Российский МИД в ответ назвал обвинения украинских властей «бредом».