Активность российских подлодок достигла уровня холодной войны
Командующий ВМС НАТО Клайв Джонстон заявил, что командиры подводных лодок альянса в Северной Атлантике сообщают о «большей активности российских подводных лодок, чем мы видели со времен холодной войны». Об этом сообщается на сайте британского аналитического центра IHS Jane's.
По словам Джонстона, российские субмарины не просто возвращаются к уровню оперативной активности времен холодной войны. Само технологическое исполнение подлодок совершило большой скачок, НАТО наблюдает «тот уровень российского потенциала, который не видели раньше», добавил командующий.
Он отметил, что Россия совершила «выдающийся технологический скачок» «благодаря колоссальным инвестициям, которые на Западе не отразили». Сейчас российские субмарины, по словам Джонстона, «имеют большую дальность, лучшие системы и большую свободу действий». Кроме того, НАТО «наблюдает рост профессионализма и способность управлять лодками на том уровне, который раньше не фиксировали».
Джонстон отметил, что все это, возможно, не беспокоило бы НАТО, «если бы мы знали правила игры, знали, почему они [Россия] развертываются и что они делают. [Сейчас] мы не понимаем стратегические и оперативные цели России». Это заставляет НАТО и [некоторые] страны нервничать, добавил командующий.
О переоснащении подводного флота России сообщило в своем докладе в конце декабря Управление военно-морской разведки США (Office of Naval Intelligence, ONI). В нем говорилось, в частности, о том, что Россия сделала ставку «на устрашение и защиту». Усовершенствование подводных сил Россия начала с оснащения субмарин баллистическими ракетами, а строительство универсальных атомных и неатомных подлодок стало вторым по значимости, отмечалось в докладе ONI.
Как писал РБК, в последнее время место России в военных доктринах стран Европы изменилось. Угрозу со стороны Москвы признали Латвия, Эстония, Литва, Украина, Польша, Дания и Великобритания. Кроме того, январский опрос стамбульского Университета Кадир Хас свидетельствует, что самой большой угрозой Россию называет большинство граждан Турции.
Кроме того, усиление России заставило скорректировать свой бюджет Пентагон. 2 февраля министр обороны США Эштон Картер заявил, что приоритет расходов должен быть изменен в соответствии с новой стратегической обстановкой, а она связана с усилением позиции Москвы и угрозой со стороны террористической группировки «Исламское государство».