Эр-Рияд предложил Москве дорогую нефть в обмен на отказ от Асада
Во время визита саудовской делегации в Москву в ноябре 2014 года важной темой переговоров стал сирийский вопрос, рассказал The New York Times источник в администрации президента США Барака Обамы. По его данным, за прошедшие несколько месяцев обе страны вели напряженный диалог. Издание отмечает, что встречи с российскими партнерами саудовцы проводили неофициально и остается неясным, как повлияет на обсуждение смерть короля Абдаллы. Информация о переговорах была получена изданием от нескольких источников в дипломатических, разведывательных и политических кругах, которые говорили на условиях анонимности, чтобы соблюсти дипломатический протокол.
По словам источников газеты из Саудовской Аравии, участники переговоров полагали – и заверили в этом США, – что они имеют некоторые рычаги влияния на российского президента Владимира Путина. Издание отмечает, что речь идет о том, что Саудовская Аравия может сократить добычу нефти, что, возможно, приведет к росту цен на нее. «Если нефть может послужить для установления мира в Сирии, я не вижу причин, почему бы Саудовской Аравии не попытаться заключить сделку», – приводит NYT слова некоего саудовского дипломата.
В августе 2013 года уже появлялась информация, что Саудовская Аравия предлагала России отказаться от поддержки правительства Башара Асада в Совете Безопасности ООН. Тогда осведомленные источники агентства Reuters рассказали, что Эр-Рияд был готов закупить российское оружие на сумму $15 млрд, а также предоставить гарантии, что в случае свержения Асада через Сирию не будут прокладываться газопроводы, поставки по которым нанесли ущерб позициям России на европейском рынке.
Внешнеполитический советник президента России Юрий Ушаков заявил впоследствии Reuters, что стороны не обсуждали какие-либо договоренности по Сирии, но согласились, что ситуация в этой стране вызывает серьезную озабоченность. По его словам, на переговорах не поднимались вопросы практического характера, а встреча Путина и саудовского принца Бандара бин Султана носила «философский характер».
После начала падения цен на нефть летом 2014 года представители Саудовской Аравии публично заявляли, что, по их мнению, цена на нефть отражает только глобальное соотношение спроса и предложения. Они также настаивали, что Эр-Рияд не примешивает геополитику к своей экономической повестке.