Русский бунт в Черногории: что это было. Спецрепортаж РБК
2 декабря 2015 года Черногория официально согласилась стать 29-м членом НАТО. С тех пор в стране не прекращаются уличные протесты — противников у вступления в альянс примерно столько же, сколько сторонников. Сторонники считают, что неслучившийся мятеж — это попытка пророссийского переворота с целью не отдать Черногорию НАТО. Противники — что это провокация власти против них. В организации путча обвиняют серба Александра Синджелича, воевавшего на Донбассе. Россия свое вмешательство отрицает, но, если присмотреться, оказывается, что возможностей построить здесь новый русский мир больше, чем кажется.
Казаки и «Ночные волки»
За месяц до парламентских выборов, в сентябре, в православном храме туристического Котора прошел большой казачий круг, на котором 26 казацких делегатов с Балкан выбирали атамана для нового Балканского казачьего войска. На сборе присутствовал и делегат от Союза добровольцев Донбасса, бывший заместитель командира погранвойск самопровозглашенной Луганской народной республики Виктор Заплатин, который еще в 1990-х воевал в бывшей Югославии. В последний месяц перед выборами казаки создали в черногорском городке Котор казачье войско под руководством Заплатина.
За несколько месяцев до этого, накануне пасхального воскресенья, казаки участвовали в доставке в Сербию и Черногорию благодатного огня из Иерусалима. Эту акцию второй год подряд устраивает фонд Святителя Василия Великого российского бизнесмена Константина Малофеева — он же помогал казакам, воевавшим за ополченцев на Донбассе. Здесь же были и байкеры из местного филиала клуба «Ночные волки» Александра Залдастанова.
«Это самый большой байкерский клуб в мире, в нем состоит больше 40 тыс. человек, — рассказывает Радомир Почуча, бывший телеведущий и доброволец, воевавший в ДНР, член мотоклуба «Ночные волки». — Они существуют во всех православных странах, они придерживаются очень верных принципов в том, что касается сохранения моральных ценностей и нашего славянского единства».
Именно сербские байкеры встречались с Путиным во время его визитов в Белград.
Организаторы «переворота»
Среди татуировок Радомира Почучи рядом с эмблемой «Ночных волков» — герб Российской Федерации. Защищать русский мир бывший телеведущий ездил на Донбасс. Там он познакомился с Александром Синджеличем, арестованным теперь как вербовщик заговорщиков. «У меня нет положительного мнения о Синджеличе, — говорит Почуча. — Я помню, как он поливал грязью другого сербского добровольца Живковича, мне не нравится такое поведение, это взаимные претензии четников (национально-освободительное движение за свободную Сербию. — РБК), они мерились, у кого больше».
Синджелич ездил воевать на Донбасс. Он звал с собой в Черногорию четников, которые вместе с казаками были в Крыму перед референдумом.
Другой серб-доброволец украинской войны Деян Берич уверен, что Синджелич хотел подставить бойцов: «Синджелич сейчас говорит, как он был на Донбассе, как он был командиром, как воевал. Но он никогда не был на Донбассе, но, может, пришел как турист на день, два». Берич добавляет, что Синджелич работал на власти Черногории, когда сидел в тюрьме. Десять лет назад он стал зачинщиком бунта заключенных в городе Нише. Тогда ему удалось договориться о перемирии с начальником сербского спецназа Братиславом Дикичем — тоже арестованным сегодня как соучастник по делу об организации переворота в Черногории.
«Брат Дикича состоит в «Ночных волках, — рассказывает Почуча. — Сам Дикич с ними плотно общался, особенно в Нише, где у «Волков» штаб-квартира, в Сэкстоне они встречались с российскими «Волками», когда он был в Москве».
Таким образом, организатор переворота, бывший полицейский Дикич связан и с вербовщиком, и с байкерами из «Ночных волков».
В конце 2015-го Дикич ушел из МВД и стал публичным политиком. В сербском городе Нови-Сад к северу от Белграда его пригласили возглавить Патриотическое движение.
Секретарь союза ветеранов войны Сербии Желько Вукелич рассказал РБК, что лично позвал Дикича на пост главы движения: «Он очень мне понравился своей клятвой, которую под его началом принесла жандармерия о том, что Косово — это сердце Сербии и мать сербского народа». Именно из-за этой клятвы, по словам Вукелича, Дикича сняли с поста начальника сербской жандармерии.
Обе ноги Вукелича пострадали от минных осколков в войне с Хорватией в Сербской Краине, но никаких компенсаций от государства он не получил. Тогда и решил создать движение в защиту прав ветеранов югославских войн. Ветераны собирали предвыборные митинги для Дикича, но за несколько дней до черногорских выборов он разорвал с ними отношения.
По словам Вукелича, Дикич очень болен. «Я знаю, что он очень болен, ему оперировали онкологическую опухоль. Он перенес сложную операцию на горле и пищеводе, и даже говорить ему было тяжело», — рассказывал Вукелич. «Мы в марте организовывали акцию против НАТО в Нише, которую он проводил, и ему тяжело было общаться».
Через две недели после митинга политик посетил Москву, получил грамоту от ФСБ и опубликовал восторженный отчет о поездке. Правда, оказывается, что фото сделаны на соревнованиях по самбо, а Дикич всего лишь сидел в жюри.
Российские политики и сербские националисты
Российский институт стратегических исследований, созданный администрацией президента, недавно проводил конференцию в Цхинвале, куда позвали и представителей Сербии, например Младена Обрадовича. Недавно его допрашивали в Москве по делу Ильи Горячева, приговоренного к пожизненному заключению за деятельность в боевой организации русских националистов. «Илья Горячев 15 лет назад приезжал в Белград, мы виделись. Мне очень жаль его лично, — рассказал Обрадович. — Мне неизвестны никакие другие обстоятельства, связанные с тем, что Илью обвинили в России… Он был мне знаком как патриот, который любит Сербию и сербский народ».
Таким образом, президентский институт проводит совместные мероприятия с праворадикальной сербской организацией «Образ», в то время как в России их последователей судят.
Черногорская оппозиция тоже много контактирует с Россией, и в том числе с российской партией «Родина». На октябрьских выборах в черногорский парламент, после которых якобы и планировался переворот, оппозиционные премьеру Мило Джукановичу партии объединились в «Демократический фронт».
Лидер «Демократического фронта» Златен Радунович считает переворот постановкой. «Те, кого арестовали — это рабочие. Кто-то гончар, кто-то паркет кладет, кто-то маляр, — рассказал он РБК. — Они, возможно, вообще случайно попались под руку: просто ездили в черногорский монастырь Острог к мощам святого Василия».
Что бы они ни говорили, черногорские оппозиционные политики связаны контактами с Россией так же, как сербские правые. Часть из них сейчас обвиняется в попытке переворота в Черногории. И даже если его спровоцировала не Россия, придумать и воплотить такой сценарий было бы несложно.