СПЧ допустил факт применения насилия к Ильдару Дадину
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) опубликовал доклад об условиях содержания активиста Ильдара Дадина в карельской исправительной колонии № 7. В ноябре Дадин в открытом письме сообщил о том, что в колонии его бьют, а администрация угрожает. В докладе факт пыток подтверждается.
После публикации письма Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и управление Следственного комитета по Карелии пообещали провести проверку, осужденного посетила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, которая заявила о целесообразности перевести Дадина в другую колонию. 24 ноября Европарламент призвал «немедленно и безоговорочно» освободить оппозиционера и заявил о необходимости независимого расследования заявлений Дадина о применении пыток. 28 ноября замдиректора ФСИН Валерий Максименко назвал осужденного «очень талантливым имитатором с великолепным артистизмом и потрясающим воображением».
Дадин стал первым россиянином, приговоренным к реальному сроку заключения по статье о нарушении порядка проведения митингов. Он нарушил закон во время участия в четырех протестных акциях, включая несанкционированный митинг в поддержку братьев Алексея и Олега Навальных и пикет в защиту осужденных по «болотному делу». В 2015 году Дадин был приговорен к трем годам колонии, позднее Мосгорсуд сократил срок до двух с половиной лет. С 11 сентября по 11 октября Дадин семь раз подвергся взысканиям, в том числе три раза штрафному изолятору (ШИЗО) по 15 суток. 1 декабря стало известно, что он проведет в помещении камерного типа (ПКТ) карельской ИК-7 полгода, туда его поместили за драку, сообщили в управлении ФСИН по Карелии. В колонии оппозиционер считается «злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания», следует из доклада.
Объяснения осужденных карельской ИК-7 и поведение администрации свидетельствуют о достоверности описываемых Дадиным событий, следует из доклада членов СПЧ. Доклад прочли во ФСИН. С ним, по словам председателя СПЧ Михаила Федотова, также должны были ознакомиться в администрации президента.
Материал подготовили члены СПЧ, руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин и другой член совета, руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. 7 ноября члены СПЧ в присутствии правозащитника Валерия Борщева опросили Дадина в колонии, а на следующий день пообщались с осужденными, в том числе с теми, кто содержится в ШИЗО. Беседа велась в отсутствие представителей администрации колонии. Правозащитники также изучили видеозаписи в колонии и переговорили с руководством УФСИН по Карелии.
Отчет включает в себя описание избиений, а также копию справки о поощрениях и взысканиях осужденного Дадина, копию его объяснений на имя председателя СПЧ Федотова (шесть листов), фотографии штрафного изолятора и рисунок схемы ШИЗО, сделанный оппозиционером.
Нет видео
Согласно внутренним инструкциям ФСИН сотрудники колонии должны хранить видео с камер наблюдения в течение года, с регистраторов — не менее 30 суток, но в ИК-7 правозащитникам видеозаписи предоставлять отказались. Видео могли намеренно скрыть от членов СПЧ и уполномоченного по правам человека, делают вывод авторы доклада.
Замначальника УФСИН по Карелии Алексей Федотов, отмечают правозащитники, пытался ввести членов СПЧ в заблуждение относительно сроков хранения видео. Каляпин и Чиков вопреки изначальным договоренностям не получили документов из личного дела Дадина. Из-за этого было невозможно, считает Каляпин, оценить законность всех наложенных взысканий: четыре из них, приводят пример правозащитники, Дадин получил за «невежливое и нетактичное обращение с сотрудниками».
«Совокупность объективных доказательств описываемых Дадиным действий, равно как и утверждения о правомерности поведения сотрудников ИК-7, установить не удалось», — отмечают Каляпин и Чиков. При этом накануне беседы с СПЧ заключенных предостерегали от излишней откровенности с правозащитниками. Все эти факты позволяют сделать вывод о намерении сотрудников скрыть информацию, следует из доклада. Следовательно, считают правозащитники, неготовность предоставить информацию, материалы о применении силы и отсутствие видео свидетельствуют не в пользу администрации колонии.
Показания оппозиционера
Вечером 11 сентября Дадина молча избивали трое других сотрудников колонии, а потом обещали изнасиловать, следует из объяснений оппозиционера, которые приводятся в докладе. Чуть позже шесть сотрудников избили его еще раз, а потом засунули головой в унитаз и опять применили насилие, говорится в докладе.
На следующий день после требования пригласить прокурора Дадина поставили на колени и сняли с него штаны, следует из доклада. При этом оппозиционера подвесили на наручниках — в ноябре правозащитники нашли на запястьях у Дадина застарелые продолговатые рубцы. Члены СПЧ обнаружили описанные им фиксаторы на дверях прогулочных камер. Один из заключенных пояснил, что подвешивают на нескольких сцепленных между собой наручниках.
Дадин рассказал правозащитникам, что, после того как сотрудники колонии сняли с него трусы и начали обсуждать, стоит ли позвать осужденных, чтобы его изнасиловать, он вынужден был согласиться подписать документы не глядя.
Показания других заключенных
Опрошенные Каляпиным и Чиковым осужденные подтвердили, что в ИК-7 практикуются пытки. В ШИЗО, отмечаются осужденные, постоянно играет «Любэ», заключенных засовывают с головой в унитаз и бьют молотком. Осмотр внутренних помещений ШИЗО членами СПЧ подтвердил наличие нескольких крупных динамиков. Сами сотрудники ИК-7 не отрицали, что громко включали музыку.
В докладе говорится, что бывшие заключенные ИК-7 рассказывали об аналогичных наказаниях со стороны сотрудников колонии — заламывании рук, шпагате, военно-патриотических песнях, пытках холодом. «Когда наступает зима, там выключают отопление, открывают дверь на улицу и оставляют тебя в одних трусах сидеть. Могут вытащить во дворик — 25 градусов мороза, и ты сидишь там часов шесть», — рассказывает бывший заключенный.
Совет СПЧ
Каляпин и Чиков советуют перевести Дадина в другую колонию, поближе к Москве, хотя сам он от перевода отказался. Дадин заявил, что из чувства солидарности не хочет оставлять других осужденных, которые так же, как и он, подвергают пыткам, но об этом никто не знает. Правозащитники рекомендует прокуратуре Карелии провести проверку колонии, а республиканскому следственному комитету запросить видеозаписи, пообщаться с осужденными и обеспечить их госзащитой. Необходимо разрешить мусульманам есть халяльную пищу, считает Каляпин. По мнению авторов доклада, карельская общественная наблюдательная комиссия за местами заключения должна вновь посетить осужденных и поговорить с заключенными без охранников.
Доводы, приведенные в докладе, — это субъективное мнение Каляпина и Чикова, основанное на свидетельских показаниях заключенных, сообщил РБК пресс-секретарь УФСИН по Карелии Виталий Фефелов. «Объективных доказательств, как они сами пишут, у них нет. Ни проверка ФСИНа, ни проверка Следственного комитета не обнаружила состава преступления и неправомерных действий со стороны сотрудников колонии в отношении Дадина», — заявил пресс-секретарь. Он отметил, что ведомство готово к новым проверкам, если такие будут запланированы.