В Кремле не смогли прочитать расследование фонда Навального о детях Чайки
В Кремле не успели ознакомиться с расследованием Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального о коррупции в семье генпрокурора Юрия Чайки, рассказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, передает корреспондент РБК.
«Не успели, все-таки приоритетной является для нас тема подготовки президента к федеральному посланию», — ответил Песков на вопрос, успели ли в Кремле посмотреть расследование ФБК.
Аналогичный вопрос журналисты задавали пресс-секретарю и во вторник. «Не видели», — ответил тогда Песков на вопрос РБК о том, знакомы ли в Кремле с содержанием расследования Алексея Навального о сыновьях генпрокурора Юрия Чайки.
Накануне ФБК опубликовал расследование, посвященное бизнесу обоих сыновей генпрокурора России — Артема и Игоря Чаек. Фонд утверждает, что расследование шло в течение полутора лет. По его итогам в фонде усомнились в том, что бизнес семьи Юрия Чайки и его сыновей был построен только на законных условиях.
Как утверждают в ФБК, Артем Чайка является собственником дорогостоящей зарубежной недвижимости. По данным фонда, старший сын генпрокурора России — совладелец роскошной пятизвездочной гостиницы Pomegranat на полуострове Халкидики в Греции, только на ремонт которой, по данным фонда, было потрачено до €29 млн. Также у Артема Чайки есть вилла в Греции с видом на Афон и бизнес в Швейцарии, утверждает фонд.
По данным ФБК, партнером по бизнесу Артема Чайки является бывшая жена замгенпрокурора Геннадия Лопатина Ольга. В фонде предполагают, что развод Лопатиной с мужем был фиктивный, и утверждают, что она владеет фирмой «Сахар Кубани» совместно с женами основных фигурантов дела об убийствах в станице Кущевская Краснодарского края — Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза.
Первый свой капитал, считают в ФБК, Артем Чайка заработал в Иркутской области. Фонд подозревает, что Чайка незаконно захватил госпредприятие «Верхнеленское пароходство». Как пишет ФБК, экс-директор пароходства Николай Паленный обвинил Чайку в рейдерском захвате предприятия в эфире одного из федеральных каналов (что за канал, фонд не уточняет). Через несколько дней после эфира Паленный был найден повешенным в своем гараже.
В фонде считают, что захвату пароходства опосредованно поспособствовали действия иркутской прокуратуры. Главным прокурором Иркутска тогда была Альбина Ковалева, которая, как указывает ФБК, работала вместе с Юрием Чайкой с конца 1980-х годов в областной иркутской прокуратуре.
Отдельная часть расследования ФБК посвящена бизнесу младшего сына генпрокурора России — Игоря Чайки. Авторы расследования указывают, что он «имеет многомиллиардный бизнес, полностью завязанный на госконтракты». В расследовании говорится, что Игорь Чайка «выигрывает господряды по всей стране — от оснащения олимпийских дорог до высаживания деревьев в столичных парках».
Эксперты усомнились в том, что расследование ФБК может привести к отставке генпрокурора. По словам политолога Алексея Макаркина, разоблачения Навального никогда не становились причиной и даже поводом для отставки высокопоставленных чиновников. Вместе с тем Макаркин отмечает, что оставшийся в общественном мнении «осадок» все-таки может учитываться при принятии кадровых решений в будущем, и привел в качестве примера главу РЖД Владимира Якунина. Макаркин уверен, что имидж Якунина был дискредитирован рассказом блогеров в 2013 году о его шубохранилище, и это сыграло определенную роль.